Конструкция и принцип работы ГЦС
В принципе, конструкция главного цилиндра достаточно простая:
- от педали через толкатель (10) на шток (8) передается усилие,
- поршень (14) продвигается вперед, при этом перекрывая клапан (С), от которого жидкость из сжимаемой части цилиндра может перетечь в бачок (1),
- жидкость в цилиндре сжимается и выталкивается через штуцер (19) в гидравлическую магистраль к рабочему цилиндру, который уже непосредственно приводит в действие вилку,
- при возврате педали в исходное положение поршень возвращается назад с помощью пружины (18).
Работа гидропривода (неважно, относится это к системе сцепления, тормозной или любой другой) основана на том, что жидкость под давлением практически не сжимается, но при этом мгновенно передает усилие по системе патрубков до нужной точки.
Принцип работы и замена главного цилиндра сцепления
Ремонтируем главный цилиндр сцепления ВАЗ 2101
Собственно главный цилиндр сцепления служит для передачи предельного давления жидкости от ножной педали этого механизма на рабочий цилиндр сцепления ВАЗ 2106, заставляя ее перемещаться в необходимых пределах в своей плоскости. Как уже замечено, что передача усилия нажима ножного привода через главный цилиндр сцепления влечет за собой увеличение параметров давления в гидравлике этого комплекса.
Далее давление системы транслируется на рабочий цилиндр сцепления, что приводит в действие трансмиссию автомобиля. Однако, существуют дефекты, при которых требуется ремонт и замена ГЦС и РЦС. Это можно определить при наличии таких признаков:
- Не до конца выключается приводной узел системы (сцепление «ведет»).
- Подтекание рабочей жидкости из компонентов агрегата, в т.ч. из гидравлических трубок и мест их соединения.
- «Клинение» главного цилиндра сцепления при нахождении ножного привода в крайне нижнем (утопленном) состоянии.
Своевременная замена цилиндра сцепления ВАЗ 2106 делается в такой последовательности:
- Откачиваем грушей или иным приспособлением из гидробачка сцепления рабочую жидкость.
- Расслабив крепеж в в виде обжимного хомута, отсоединяем гидрошланг от приводного штуцера.
- Отвинчиваем штуцер привода трубопровода, используя гаечный ключ на «13».
- Откручиваем 2 гайки шпилек крепежа ножного привода сцепления с помощью торцовой головки на «13».
- Аккуратно снимаем ГЦС.
- При установке обновленного изделия сборку проводит в обратной очередности.
- Заливаем специальную жидкость в гидробачок и производим прокачивание гидросистемы.
- Снимаем с торцевой части колпачок защитной функции цилиндра сцепления ВАЗ 2106, цена которого невысока, который предохраняет данную запчасть от механической деформации.
- Извлекаем отверткой с тонким жалом или шилом стопорную шайбу-прокладку, демонтируем штуцерное устройство с уплотнителем.
- Установив главный цилиндр сцепления в тиски на слесарном верстаке, ключом «на 22» откручиваем пробку-заглушку.
- Вытаскиваем стопорное кольцо и остальные элементы ГЦС.
- Детально осматриваем компоненты ГЦС: «зеркало» изделия и поршневая наружная поверхность должна быть гладкой, без заусениц. Возвратный элемент должен обладать необходимой жесткостью, иначе требуется ее замена. Обтюрирующие уплотнительные кольца обязательно следует поменять на обновленные изделия, так же, как и колпачок защитного типа. Если стопорная шайба штуцерного устройства имеет дефекты, то она тоже подлежит замене.
- Промываем все элементы ГЦС раствором-обезжиривателем, после чего собираем изделие в единое целое.
в этом видео меняю главный цилиндр сцепления
на
ваз
2107.аналогично на производится
замена главного цилиндра
…
Принцип работы и замена рабочего цилиндра сцепления
Если автолюбитель проводит замену рабочего цилиндра сцепления ВАЗ 2106, то требуется не только подготовить набор слесарных инструментов, средства чистки и обезжиривания. Требуется обладать достаточными навыками в слесарном деле, представлять устройство демонтируемого изделия и иметь желание произвести такую замену.
Демонтаж рабочего цилиндра сцепления проводится по нижеследующему алгоритму:
- Начиная процесс демонтажа, требуется несколько ослабить винт крепления резиновой трубки гидропривода, которая ведет к сочленению с рабочим цилиндру сцепления «шестерки».
- Снимаем крепление пружины, которая оттягивает вилку сцепления, после чего демонтируем ее.
- Фиксируем место расположения толкательного элемента рабочего цилиндра сцепления, после чего снимаем шплинт.
- Снимаем болтовые соединения рабочего цилиндра сцепления к картеру сцепления транспортного средства.
- Снимаем оттягивающую скобу пружинного типа и извлекаем толкательный элемент из вилки механизма.
- Следующий этап – снятие трубопровода сцепления от РЦС, при этом требуется фиксация фронтального наконечника от вращения, при этом круговыми движениями расчленяем соединительный элемент от РЦС.
- Потом снимаем уплотнительную шайбу, которая при дальнейшей сборке изделия должна быть заменена на обновленное изделие, т.к. повторное ее использование недопустимо.
- После этого подставляем пустой бак для помещения в него жидкости, которая циркулирует в гидроприводе механизма.
Разборка данного узла завершена, далее необходимо провести предварительные и основные работы по монтажу обновленной детали. После проведения такого вида ремонтных операций следует восстановить функционал данной системы, для чего обязательно прокачиваем сцепление транспортного средства.
Технические характеристики
В характеристиках к главному цилиндру производители указывают такие параметры:
- сторона руля (левый, правый) – имеет значение при асимметричном креплении,
- есть ли в комплекте бачок (ГЦС может продаваться как с бачком, так и без него),
- способ подключения (слева, сверху и т.д.) – помощь при выборе, если в гидроприводе установлены нештатные детали,
- материал корпуса: чугун, алюминий, сталь, полимер,
- размеры корпуса и конструктивных элементов (диаметр штуцера, длина штока).
Эти характеристики можно учитывать как вспомогательную информацию при подборе главного цилиндра на свой автомобиль. Особое внимание автолюбители уделяют материалам изготовления: самым распространенным на сегодня является чугун и алюминий, также довольно много предложений цилиндров с полимерными корпусами. Стальные корпуса встречаются довольно редко, поскольку сталь сочетает в себе высокую цену и сложность обработки.
Поломки главного цилиндра сцепления
Простая конструкция и отсутствие сложной «начинки» делают главный цилиндр сцепления устойчивым к поломкам. Основной его враг – время, поскольку даже очень качественные детали изнашиваются от постоянных нагрузок (а нагрузка на сцепление при городском режиме движения на порядок выше, чем при дальних поездках).
Первое, что выходит из строя – резиновые детали. Это пыльники, которые надеваются на шток и защищают цилиндр от попадания в него абразивных частиц, а также уплотнительные манжеты, препятствующие вытеканию жидкости.
Слабым местом является и пружина внутри цилиндра, на которую ложится серьезная нагрузка. От работы и воздействия тормозной жидкости качество металла со временем ухудшается и пружина лопается (иногда разваливаясь на несколько частей).
Для замены износившихся частей продают специальные ремкомплекты ГЦС, в которых есть всё необходимое для обновления и дальнейшей эксплуатации цилиндра.
Ремкомплект ГЦС
Если с эксплуатацией возникли проблемы (вовремя не заменили порванные уплотнители, неправильно установили, не меняли жидкость и т.д.), изнашивается зеркало цилиндра: появляются потертости и задиры на металле, коррозия, после чего главный цилиндр начинает устраивать автолюбителю различные «спецэффекты». В запущенных случаях никакой ремонт не поможет, только замена всей запчасти целиком.
Снятие и ремонт
Независимо от того, решил владелец восстанавливать ГЦС или предпочел купить новый, первым делом нужно демонтировать старый. Для работы потребуются:
- набор накидных ключей;
- фигурная отвертка среднего размера;
- плоскогубцы;
- тормозная жидкость для доливки;
- ремкомплект цилиндра сцепления ВАЗ-2107 (в случае его ремонта);
- небольшая емкость для слива тормозной жидкости.
Последовательность снятия главного цилиндра сцепления следующая:
- Необходимо слить из бачка тормозную жидкость. Это можно сделать с помощью шприца. Однако профессиональнее и быстрее будет, ослабив хомут, снять шланг со штуцера и быстро подставить под него подходящую емкость.
- Рожковым ключом на 10 открутить от ГЦС металлическую трубку и отвести ее в сторону.
- Головкой на 13 открутить две гайки крепления цилиндра к перегородке моторного отсека.
- ГЦС можно снять.
Прежде всего, цилиндр необходимо осмотреть. Это поможет определиться с ремонтом или заменой. Восстанавливать цилиндр имеет смысл только в случае износа резиновых уплотнителей. Работы производятся в следующей последовательности:
- Открутить пробку в торце ГЦС, в случае необходимости его придется зажать в тиски.
- Вытащить возвратную пружину.
- Поддев отверткой, снять резиновый колпачок.
- Теперь необходимо демонтировать стопорное кольцо.
- Отверткой со стороны выкрученной пробки вытолкнуть поршень цилиндра.
- Заменить все резиновые прокладки, кольца и манжеты. Для облегчения установки их необходимо предварительно смазать тормозной жидкостью.
Читать также: Договор купли продажи дром
Сборка и установка цилиндра сцепления ВАЗ-2107 производится в обратной последовательности. После установки бачка его необходимо заполнить тормозной жидкостью. Правда, сцепление пока работать не будет. Необходимо убрать из системы воздух.
Признаки неисправности ГЦС
Когда с главным цилиндром начинаются проблемы, чаще всего они проявляются утечкой гидравлической жидкости. Когда педаль сцепления начинает плохо срабатывать, первым этапом диагностики будет визуальный осмотр: любые потеки на цилиндре и даже просто слегка увлажненные уплотнители – признак проблемы, требующей решения.
В основном при проблемах с цилиндром начинаются провалы или тугой ход педали сцепления, «залипание» педали в нижнем положении.
Еще одной проблемой ГЦС является засорение отверстий в крышке бачка. Для нормальной работы уровень в бачке цилиндра должен свободно повышаться и понижаться, а для этого в крышке предусмотрены вентиляционные отверстия. Если они забиваются грязью, гидропривод начинает работать с затруднениями: педаль становится более тугой и плохо возвращается в исходное положение.
Пара слов о гидравлической жидкости
В гидроприводе сцепления обычно используется тормозная жидкость, обладающая набором характеристик, оптимально подходящих для данной задачи. Для работы системы важен в первую очередь достаточный уровень жидкости, определить который можно по бачку на главном цилиндре. Если по каким-то причинам тормозной жидкости меньше, ее доливают, не дожидаясь появления проблем.
При работе нужно помнить, что тормозная жидкость достаточно агрессивна к пластику, ткани, лакокрасочным покрытиям и даже коже. Так что работать с ней нужно аккуратно, а любые потеки и капли на деталях или кузове автомобиля сразу стирать чистой салфеткой. По этой же причине нужно следить за состоянием резиновых деталей, соприкасающихся с тормозной жидкостью: они могут очень быстро портиться и буквально усыхать под действием агрессивной химии, для которой не предназначены.
И, конечно, доливать тормозную жидкость в систему надо в чистом закрытом помещении (гараже или автомастерской), чтобы пыль не попала внутрь.
Интересное свойство тормозной жидкости – очень хорошее проникающее действие, благодаря чему она просачивается наружу по микроцарапинам на зеркале цилиндра или поршне, даже если заменить резиновые уплотнители. По этой причине в ремкомплект входит новый поршень, а царапины и потертости внутри цилиндра становятся однозначным показанием к замене всей детали.
Установка ремкомплекта главного цилиндра сцепления
Определить когда необходимо ремонтировать главный цилиндр не сложно, основными признаками его неисправности являются:
- Недостаточное выключение сцепления (сцепление ведет)
- Любой вид подтекания, что из-под гаек крепления шланга и трубок, что из торца из-под резиновых уплотнителей
- Заклинивание главного цилиндра в нажатом положении
В моей же ситуации главный потек из-за износившегося уплотнительного кольца, иными словами жидкость потекла по педали сцепления в салон .
Ремонт я начал с демонтажа шланга бачка, открутил хомут на главном цилиндре и быстро его сняв с главного повернул вверх и защемил за крышкой бачка чтобы жидкость не вытекала из бачка. Далее я открутил трубку, которая идет к рабочему цилиндру, делал это я специальным ключом, жаль нет фотографии но приобрести такой можно без проблем в любом автомагазине. Осталось только открутить сам главный, он крепится двумя гайками на 13 и извлечь его из-под капота.
Снят пыльник, заметно, что жидкость текла отсюда
Подковырнув отверткой пыльник, я увидел откуда именно текла жидкость, предположение было абсолютно правильным.
Далее необходимо протереть цилиндр, удалить грязь и ржавчину.
Внимание. Нельзя использовать для мойки бензин или аналогичные жидкости, так как они очень быстро испортят новые резинки. Для промывки элементов сцепления и тормозов используют чистую тормозную жидкость.
После очистки от грязи, можно приступить к разбору. Для этого понадобится шило или аналогичный предмет.
Далее нужно аккуратно извлечь внутренности, имея ввиду что поршень находится под действием пружины.
Вот так это выглядит
Далее необходимо очистить корпус главного цилиндра, нельзя скрести детали отверткой наждачкой и тп, это так на всякий случай, я использую тряпку с тормозной жидкостью. В мануалах по ремонту я часто встречал такие выражения, что если на деталях появились рыски, царапины и прочее то он не годен. Но вопреки всему этому практика показывает, что не смотря на все риски, при условии установки качественного ремкомплекта главный цилиндр работает без замечаний. Я использовал вот такой комплект:
Ремкомплект главного цилиндра сцепления ВАЗ
Снимаем старые кольца, чистим все канавки, отверстия. Там не должно быть не пыли ни мусора.
Кольцо снято, очищаем поршень, ставим новое
Спасибо за подписку!
А вот и кстати причина течи цилиндра сцепления:
Кольцо износилось не равномерно
После очистки и замены колец, можно собирать цилиндр, ниже фотография что и как должно стоять:
Здесь фото не очищенного, я его добавил сюда чтобы показать правильность сборки
Собрав цилиндр устанавливаем штопорное кольцо
Прокачка сцепления на ВАЗ 2106
После того как произвели ремонт, необходимо прокачать сцепление. Во всех руководствах по ремонту можно найти стандартную инструкцию по прокачке сцепления, но она может помочь не всегда.
- Первый вариант прокачки стандартный, он состоит в том, что необходимо заполнить бачок жидкостью, открутить штуцер для прокачки, одеть на штуцер шланг, а второй конец опустить в посудину с чистой жидкостью. Затем нажимая на педаль следим за тем когда перестанет выделятся воздух, также не забываем контролировать уровень в бачке.
- Второй способ состоит в задействовании помощника — один человек нажимает на педаль 4-6 раз и держит нажатой ее в пол. Второй откручивает штуцер для прокачки, со штуцера должны выходить пузырьки воздуха, как только они перестанут выходить необходимо завинтить штуцер, а после этого отпустить педаль. И так до восстановления нормальной работы педали и пока не перестанут выходить пузырьки воздуха.
- Есть еще самый простой способ прокачки, но который не всегда срабатывает — для его осуществления необходимо просто налить жидкость в бачек и отвинтить штуцер на рабочем цилиндре. Жидкость самотеком пройдет через всю систему и когда начнет стабильно вытекать из штуцера его можно завернуть и прокачку считать оконченной.
Использование гидропривода в «семерке» вызвано конструктивными особенностями ее сцепления. Он не только передает усилие на ведомый диск, но и позволяет автомобилю плавно трогаться. Правда, это несколько усложнило конструкцию автомобиля и его эксплуатацию. Поэтому необходимо знать, как устроен цилиндр сцепления ВАЗ-2107, принцип его работы и особенности эксплуатации.
Читать также: Инструкция старлайн а93 с автозапуском
Интересный факт: откуда песок в приводе сцепления?
Иногда автомеханики, ремонтирующие привод сцепления, видят в тормозной жидкости осадок, напоминающий мелкие песчинки. Взяться песку в таком количестве, вроде бы, неоткуда.
Причина появления осадка в том, что большинство марок тормозной жидкости неустойчивы к электровоздействию, и при попадании даже под очень низкое напряжение некоторые компоненты жидкости выпадают в осадок (кристаллизуются). Но откуда электричество в системе при исправной проводке?
Как оказалось, чугунный корпус цилиндра и алюминиевый поршень при присутствии тормозной жидкости создают маленький электрический потенциал, отчего и начинается кристаллизация элементов жидкости. По этой причине многие производители делают поршни из полимерных сплавов, обладающие, помимо нейтрального взаимодействия с металлом еще и уменьшенным воздействием на зеркало цилиндра. Второй вариант это латунный поршень, но цена такой детали может отпугнуть даже самого смелого покупателя.
Для более долгой службы всей системы гидропривода сцепления нет ничего лучше своевременной замены тормозной жидкости, ведь она тоже со временем вырабатывает антикоррозийные присадки и превращается в агрессивный окислитель. При регулярном ТО системе не повредит ни ежедневное стояние в пробках, ни чугунно-алюминиевые детали, ни другие нагрузки.
Неисправности главного цилиндра сцепления ВАЗ 2107-2101
Перечень поломок и признаков неисправностей главного цилиндра сцепления ВАЗ 2107 достаточно широк и может быть вызван как элементарным старением и естественным износом материалов, так и некачественным изделием, которое было установлено в результате прошлых ремонтных работ. Также нередки случаи механического повреждения корпуса и внутренних частей, которые приводят к рассинхронизации всей работы устройства. К типичным поломкам, которые выводят всю систему сцепления из строя, относятся:
- Повреждения корпуса изделия в результате механического воздействия или износа металла из-за старения. В случае разгерметизации корпуса при нажатии педали сцепления жидкость под давлением попадает не только в систему, но и за ее пределы, напрямую в подкапотное пространство. Впоследствии это приводит к уменьшению общего уровня и выходу системы из строя. Для недопущения таких серьезных поломок необходимо раз в несколько тысяч километров пробега осматривать корпус на предмет течей или запотевания. В случае обнаружения таковых проводить своевременную замену вышедшей из строя детали.
- Выход из строя поршня – его заклинивание. Данная поломка возникает в результате механического чрезмерного воздействия штока, в результате ударных скачкообразных нагрузок или в силу естественного износа. При профилактическом осмотре детали невозможно определить состояние поршня, так как он заключен в корпус. Однако признаками неисправности также могут выступать течи в корпусе, недовключенное сцепление или самопроизвольный переход на иную передачу.
- Нередки неисправности перепускного клапана, которые могут привести к большим поломкам внутри всего сцепления. В этом случае жидкость фактически перестает поступать в систему и, соответственно, ни главный, ни рабочий цилиндры не могут создать соответствующего гидравлического давления, которое необходимо для перемещения маховиков. Фактически, это приводит к невозможности переключить передачу. Такая поломка также диагностируется только при разборе элементе и устраняется заменой клапана.
- Выход из строя прокладок сулит появление в будущем течи корпуса с проблемами в виде потери жидкости и разрушения частей корпуса. Соответственно, такую неисправность также можно обнаружить лишь при демонтаже и разборке всего устройства целиком.
Читать также: Дорожные знаки и их
Несмотря на скрытый характер большинства неисправностей, владелец обязан проверять состояние всей системы сцепления раз в несколько тысяч километров. Для этого не потребуется проводить демонтаж частей и или поднимать автомобиль – достаточно лишь визуального осмотра. А так как проблемы со сцеплением могут быть вызваны и иными повреждениями отдельных частей, ремонтные работы в некоторых случаях могут не дать желаемого результата.