Устройство сцепления
В автомобиле МАЗ сцепление сухое, двухдисковое, устроенное по фрикционному типу с расположением по периферии пружин цилиндрической формы. Установлено оно в литом чугунном картере. Оно предназначено для непродолжительного разделения коленвала двигателя с коробкой передач, а также плавного их соединения в то время, когда автомобиль трогается с места и при дальнейшем переключении скоростей.
Надо знать, как правильно отрегулировать сцепление, т.е. проверить его, смазать привод и выжимной подшипник следуя смазочной карте. Надо регулярно следить за тем, как затянуты крепежные болты картера сцепления с картером маховика. Затяжка должна составлять 8-10 кГм. Делать это нужно равномерными движениями, с последовательностью крест-накрест. После затягивания болтов следует их закрепить, отогнув усики стопорных пластин на грани болтовых головок.
Особенности устройства двухдискового сцепления
На многих полноприводных колесных и быстроходных гусеничных ТС устанавливается фрикционное сухое двухдисковое, постоянно замкнутое сцепление с периферийным расположением нажимных пружин.
Особенностями такого сцепления, устанавливаемого на автомобилях КамАЗ, «Урал» и других ТС, являются наличие устройства (не требующего регулировки в процессе эксплуатации) для автоматической установки среднего ведущего диска в среднем положении при выключении сцепления, термостойкая накладка ведомого диска с большим сроком службы и определенная форма кожуха, обеспечивающая фиксацию нажимных пружин.
К ведущим частям сцепления относятся маховик 27, средний ведущий диск 2, нажимной диск 4, кожух 77с втулками 3 и болтами 19. Средний ведущий и нажимной диски имеют на нажимной поверхности по четыре шипа, которые входят в пазы на цилиндрической поверхности маховика и передают на ведущие диски вращающий момент от двигателя. При этом одновременно обеспечивается возможность осевого перемещения дисков 2 и 4.
К ведомым частям относятся два ведомых диска 7. Ведомые диски стальные, снабжены фрикционными накладками 22, изготовленными из асбестовой композиции; они соединяются со своими ступицами через диски 24 гасителя крутильных колебаний с пружинами 25 и фрикционными кольцами 26.
Ступицы ведомых дисков установлены на шлицах ведомого вала 23 сцепления, являющегося одновременно ведущим валом коробки передач (или переднего делителя передач).
Между кожухом 17 и нажимным диском 4 установлены на-жимные пружины 16 с теплоизолирующими прокладками 18, под действием которых ведомые диски зажимаются между нажимным и средним ведущими дисками и маховиком с суммарным усилием 10 500… 12 200 Н (1050… 1220 кгс).
Выключающее устройство сцепления состоит из рычагов выключения 6, соединенных наружными концами с нажимным диском 4, а в средней части — с опорными вилками 5, которые установлены в кожухе 17, пружины 7 с петлей 9, упорного кольца 14 рычагов выключения и муфты выключения 72 с подшипником 10, оттяжной пружиной 77 и шлангом смазки 8, установленных на цилиндрической части крышки подшипника ведущего вала коробки передач, и вилки выключения 75, установленной на валике 75 в картере 20 сцепления.
Рис. Устройство двухдискового сцепления
Средний ведущий диск 2 имеет рычажный механизм 27, автоматически устанавливающий диск 2 в среднее положение при выключении сцепления, освобождая передний ведомый диск 1. Таким образом, между ведущими и ведомыми дисками сцепления при полном его выключении имеются зазоры, что обеспечивает чистоту выключения сцепления.
Этапы регулировки
- Чтобы провести полную регулировку сцепления, вначале надо отрегулировать, насколько отходит средний ведущий диск. Это позволит обеспечить нужный зазор рабочих поверхностей сцепления. Дополнительно надо отрегулировать зазор торца крышки клапанного корпуса и его регулировочной гайки, потом провести регулировку работы педали сцепления.
- Далее нужно определить то, как снять средний ведущий диск, сняв перед этим крышки люков с картеров сцепления и маховика. Чтобы это провести, надо включить сцепление и установить нейтральное положение коробки передач. Затем следует поворачивать маховик двигателя, ввернув при этом до самого конца четыре регулировочных винта в средний ведущий диск. Предварительно на винтах нужно открутить контргайки.
- Не прекращая крутить маховик, надо отвернуть на один оборот винты регулировки и закрепить их контргайками. Затягивая контргайки, не стоит прикладывать огромных усилий, и лучше всего придерживать регулировочный винт, во избежание смещения отрегулированного зазора.
- Проводим измерение зазора между торцом задней крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой, который должен быть от 3,3 мм до 3,7 мм. Контролировать величину зазора надо после проведения каждого ТО-2. Регулирование этого проводится ослаблением зажима контргайки и установлением нужной величины зазора. После этого надо затянуть контргайку, не нарушая установленного зазора.
- Следующим этапом будет то, как отрегулировать педаль сцепления. Для этого потребуется линейка, с помощью которой, после спуска воздуха из пневмосистемы, надо будет измерить величину хода педали. Она должна соответствовать 34-43 мм. Контроль свободного хода следует проводить после каждого ТО-1. Перед этим надо обязательно убедиться в том, что установленный до этого зазор в норме.
- Для регулирования свободного хода педали надо разъединить двуплечий рычаг привода педали с вилкой штока клапана и вилкой штока цилиндра сцепления. При этом перевести поршень цилиндра в самый низ, а нижний край двуплечего рычага отвести в обратную сторону до упора. Надо проверить, чтобы отверстия вилки штока цилиндра и рычага не были совмещены примерно на 50%. При отклонении в большую или меньшую сторону нужно довести до необходимого размера с помощью вращения штока цилиндра.
- Завершающим этапом того, как отрегулировать сцепление на Мазе, будет соединение рычага и всех отсоединенные элементов, регуляция расстояния между отверстиями вилок с помощью вращения самих вилок. Сделать это будет сложно при большой изношенности фрикционных накладок дисков. В этом случае надо будет переставить двуплечий рычаг на 1 шлиц против часовой стрелки. После чего заново отрегулировать ход педали сцепления.
Обслуживание и регулировка сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Техническое обслуживание муфты Maz-5551, 5549, Maz-5335, 5336, 5337 заключается в периодической проверке, смазке привода и выпускного подшипника в соответствии с картой смазки. Периодически следите за затяжкой болтов, крепящих корпус сцепления к корпусу маховика. Момент затяжки должен составлять 8-10 кгм. Затягивайте болты равномерно, последовательно, поперечно. После затяжки закрепите болты, согнув усики фиксирующих пластин по краю головки болта.
Регулировка привода сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Во время эксплуатации Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и его привода предусмотрены следующие регулировки сцепления:
Регулируя количество отходов средней приводной пластины (корзины) сцепления Maz-5551, 5549, Maz-5335, 5336, 5337, необходимо:
Рис. 55. Муфта Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 1. пружина сжатия; 2. контргайка; 3. регулировочный винт; 4. тяговый рычаг; 5. вилка тягового рычага; 6. регулировочная гайка; 7. стиральная машина; 8. опорная плита; 9. болт крепления основной плиты; 10. рычаг тянущей пружины; 11. муфта для отключения сцепления с подшипником; 12. смазочный шланг и муфта; 13. муфта вилки сцепления; 14. устойчивое кольцо тяговых рычагов; 15. вал вилки сцепления; 16. рычаг вала вилки; 17. палец; 18. крышка люка корпуса сцепления; 19. крышка сцепления; 20. нажимная пружина; 21. теплоизоляционная прокладка пружины; 22. нажимной диск; 23. крышка люка корпуса маховика; 24. маховик; 25.
Приводные диски; 26. средний токопроводящий диск; 27. устойчивый штифт; 28. демпфер крутильных колебаний торсионного диска; 29. трение демпфирующего кольца; 30. демпфирующая пружина; А. минимальный ход сцепления.
Эта регулировка корзины сцепления Maz-5551, 5549, Maz-5335, 5336, 5337 создает зазор в 1 мм между регулировочными винтами и средним ведущим диском, что обеспечивает гарантированный зазор между ведомыми дисками и поверхностями трения маховик, средний диск и нажимные диски при отключении сцепления. Зазор между концом задней крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой должен составлять 3,50,2 мм (см. Рис. 56). Проверьте этот пробел через один TO-2. Чтобы отрегулировать этот зазор, ослабьте контргайку, с помощью регулировочной гайки 18 установите заданный зазор и затяните контргайку.
Рис. 56. Привод сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1. ролик; 2, 11, 20, 25. вилки; 3, 13, 24. гайки; 4, 7, 14. тяга; 5. педаль; 6. промежуточный двуручный рычаг; 8. пружинная тяга; 9. задний кронштейн; 10 и 12. рычаги; 15 и 16. шланги; 17. клапан сцепления; 18. регулировочная гайка; 19. сток; 21. рычаг выпуска сцепления двух плеч; 22. ролик; 23. болт; 26. шток рабочего цилиндра усилителя сцепления; 27. рабочий цилиндр усилителя сцепления.
Свободный ход педали сцепления, который должен составлять 34-43 мм, проверяется линейкой с откачкой воздуха из пневматической системы (с каждым TO-1). Перед регулировкой свободного хода педали сцепления убедитесь, что зазор между задней крышкой корпуса клапана и регулировочной гайкой находится в пределах 3,50,2 мм.
Чтобы отрегулировать педаль сцепления, играйте в Maz-5551, 5549, Maz-5335, 5336, 5337 бесплатно в следующем порядке:
Ремонт муфт Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
При ремонте сцепления сначала снимите коробку передач. Для замены и ремонта приводных дисков или других деталей сцепления Maz-5551, 5549, Maz-5335, 5336, 5337 необходимо, постепенно отвинчивая болты, крепящие нажимной диск с блоком крышки сцепления к маховику, осторожно снимайте нажимной диск затем приводные и средние приводные колеса; отвинтите четыре регулировочных винта от прижимной пластины вместе с корпусом. Пластина-корзина давления сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, собранная с кожухом, демонтируется только в том случае, если отдельные детали нуждаются в замене или ремонте. Рекомендуется демонтировать прижимную пластину в инструменте (рис. 58) или на подставке под ручной пресс. Нажимая на торцевую поверхность корпуса, пружины сжатия сжимаются так, что пружины выпуска с упорным кольцом разгружаются. Затем регулировочные гайки тяговых рычагов откручивают, предварительно сняв опорные пластины и стопорные шайбы. Медленно опустите пресс, отпустите прижимную пластину. Диски сцепления Maz-5551, 5549, Maz-5335, 5336, 5337 не могут быть разобраны. Если необходимо заменить колодки (например, зазор в колодках или повышенный износ, когда расстояние от поверхности трения до головки заклепки меньше 0,1 мм), необходимо заменить обе колодки одновременно , Потому что даже небольшая разница в толщине колодок нарушает нормальную работу сцепления.
Рис. 58. Устройство для сборки нажимного диска корзины сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с корпусом
1. крепление суппорта; 2. направляющий штифт; 3. болт крепления кожуха муфты; 4. оправка для регулировки положения выпускных рычагов; 5. оправка крепления болта; 6. стабильный взломщик; 7. сухари для крепления шурупов; 8. рычаг выключения сцепления; 9. регулировочная гайка; 10. стопорная шайба; 11. нажимная пластина сцепления с корпусом. Головки заклепок следует размещать поочередно с каждой стороны диска. Расстояние от поверхности пластыря до головки заклепки должно быть не менее 1,2 мм. Толщина дисков сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с заклепками новых колодок должна составлять 9,9-10,1 мм; разница в толщине одного диска с накладками не должна превышать 0,1 мм. После замены накладок проверьте ведомый диск на трение относительно оси шины отверстия ступицы. При проверке шпинделя оправки можно использовать приводной вал. При осмотре шлицевой рамы пробег поверхностей трения диска относительно замочной скважины ступицы составляет не более 0,5 мм. Сборка крышки сцепления с корзиной сцепления Maz-5551, 5549, Maz-5335, 5336, 5337 выполняется в обратном порядке, используя устройство под давлением вручную. В этом случае установите прижимную пластину на монтажную подставку рабочей поверхностью вниз, убедившись, что шипы зафиксированы в канавках стойки. Соберите собранные тяговые рычаги с игольчатыми подшипниками в пазах отводов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 прижимной пластины сцепления и зафиксируйте их ось. Иглы (по 20 игл в каждом отверстии) должны быть установлены на масле. Поместите пружины упорного кольца на оси вилки, а на их концах петли. Установите стопорные шайбы на оси рычагов и вилок, которые затем согните середину перемычки шайбы. Перед установкой нажимных пружин установите под них шайбы с теплоизоляционными прокладками. После такой сборки можно установить крышку сцепления на каждую напорную головку сцепления (корзины) сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, убедившись, что вилки шатунов рычагов свободно распространяются в четыре отверстия в кожухе. Затем закрепите крышку на подставке с помощью болтов и снимите ее с пресса. Затяните регулировочные гайки на резьбовых концах вилок, установите оправку 4 (см. Рис. 58), чтобы отрегулировать
положение рычагов выхлопа до 58 ± 0,5 и закрепите болтом. Все тяговые рычаги должны одновременно касаться крекеров, которые, в свою очередь, должны находиться на одном уровне с верхней поверхностью оправки. Эта позиция обеспечивает контрольный размер между рабочими поверхностями корзины сцепления Maz-5551, 5549, Maz-5335, 5336, 5337 и тягового кольца, равный 58 ± 0,5 мм. Установите стопорные шайбы и опорные пластины на регулировочные гайки, затяните их болтами, чтобы вилки выпускных рычагов не имели заметного осевого зазора. Согните шайбы с сердечником в отверстиях корпуса сцепления и катушки с рисунком восьми из всех восьми пар проволоки на одной стороне. Установить упорное кольцо на рычаг стержнях и закрепите его с помощью шарниров так, чтобы она касалась опорных поверхностей всех четырех рычагов одновременно. Правильная установка кольца проверяется по величине пробега его конца относительно рабочей поверхности прижимной пластины, которая не должна превышать 0,4 мм при радиусе 45 мм. После сборки нажимного диска сцепления Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с кожухом при необходимости выполняют статистическое уравновешивание с точностью до 50 Гсм. В этом случае сборный нажимной диск монтируется вдоль центрального отверстия диаметром 215 мм, а корпус. через два отверстия. Для устранения дисбаланса допускается сверлить отверстия в диске диаметром 14 мм и глубиной 18 мм на расстоянии между центрами не менее 20 мм. При повторной установке в устройство управления допускается дисбаланс не более 450 г / м 2. Отремонтированная муфта Maz-5551, 5549, Maz-5335, 5336, 5337 устанавливается на двигатель в следующей последовательности. Прежде всего, убедитесь, что в полости коленчатого вала есть масло под передним подшипником приводного вала коробки передач. Затем установите диск сцепления таким образом, чтобы удлиненная часть ступицы и головка болтов, крепящих пружины диска демпфера, были направлены на маховик. Затем установите средний приводной диск, сначала поместив пружины сжатия в четыре отверстия. Диск должен свободно перемещаться по канавкам маховика. Затем установите прижимное устройство с крышкой, прикрутив крышку муфты к маховику двигателя, не затягивая болты. Отцентрируйте пластины сцепления Maz-5551, 5549, Maz-5335, 5336, 5337 относительно коленчатого вала двигателя. Для этого вставьте оправку в отверстие для шины приводного диска, чтобы ее конец вошел в шариковый подшипник коленчатого вала. При отсутствии оправки можно использовать приводной вал редуктора коробки передач. Затем затяните болты, крепящие крышку сцепления к маховику двигателя, пока она не выйдет из строя, и снимите оправку. Затягивайте болты равномерно и попеременно крест-накрест и в два-три шага. Затем установите коробку передач и убедитесь, что педаль сцепления не работает, как описано выше.
- Автокраны и КМУ
- Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337 гидроусилитель руля
- Ремни и стяжки передней оси Maz-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулировка муфты Maz-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Регулирование и ремонт контрольно-пропускных пунктов «Маз-5551», «5549», «5335», «5336», «5337»
- Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, 5335, 5336, 5337
- Детали передней оси и шатунов Маз-5516, 5440
- Рулевое управление Маз-5516, 5440
- Детали ведущих мостов Маз-5516, 5440
Уход за сцеплением и его регулировка автомобилей MA3-5335, МАЗ 5549, МАЗ-5429, MA3-5430, МАЗ-504В
Уход за сцеплением заключается в периодической проверке сцепления, промывке фильтра штока цилиндра, смазке привода и выжимного подшипника в соответствии с картой смазки (см. табл. 10, стр. 209—231).
Периодически нужно следить за затяжкой болтов крепления картера сцепления к картеру маховика.
Затягивать болты нужно равномерно, последовательно, крест-накрест. После затяжки болты надо застопорить отгибанием усиков стопорных пластин на грани головок болтов. В холодное время (ниже ОС) необходимо периодически сливать конденсат из цилиндра усилителя сцепления, отвернув гайку шланга цилиндра.
Прежде чем выполнять регулировку привода сцепления, необходимо убедиться, что само сцепление отрегулировано в соответствии с указаниями инструкции но эксплуатации двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.
В эксплуатации встречаются два вида регулировки привода сцепления:
1) регулировка зазора между торцом крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой 18 (см. рис. 15);
2) регулировка свободного хода педали сцепления.
Зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и регулировочной гайкой должен быть 3,5±0,2 мм. В случае необходимости регулировки данного зазора нужно, ослабив контргайку, с помощью регулировочной гайки 18 установить указанный зазор и затянуть контргайку.
Проверка свободного хода педали сцепления, который должен быть в пределах 34—43 мм, производится с помощью линейки при спущенном воздухе из пневмосистемы тягача и опущенной кабине.
Прежде чем приступить к регулировке свободного хода педали сцепления, необходимо убедиться, что зазор между задней крышкой корпуса клапана и регулировочной гайкой находится в пределах 3,5±0,2 мм.
Регулировку свободного хода педали сцепления необходимо производить в такой последовательности:
1. Отсоединить рычаг 21 (рис. 15) от вилки 20 штока клапана и вилки 25 штока цилиндра.
2. Отвести поршень цилиндра в крайнее нижнее положение
3. Отвести нижний конец рычага 21 назад до упора. При этом несовмещение отверстий вилки штока цилиндра и рычага должно быть не более величины диаметра отверстия под палец, а несовмещение отверстий вилки штока клапана и нижнего плеча рычага — на половину величины диаметра отверстия под палец. В случае несовпадения отверстий на большую или меньшую величину необходимо вращением штока 26 в вилке и вилки 20 на штоке клапана довести несовмещение отверстий до указанной величины.
4. Отвести рычаг от упора и соединить с вилкой штока клапана.
5. Соединить вилку штока цилиндра с верхним плечом рычага.
После этого проверить свободный ход педали. Если он превышает 43 мм или меньше 34 мм, необходимо дополнительно произвести регулировку свободного хода в вышеуказанной последовательности.
Если по мере износа фрикционных накладок ведомых дисков сцепления возможность уменьшения расстояния между вилками
11 и 20 и укорачивания штока 26 цилиндра будет исчерпана, следует снять рычаг 21 с вала вилки выключения сцепления, переставить его на один шлиц против часовой стрелки и произвести регулировку в описанном выше порядке.
содержание .. 71 72 76 ..