Челябинский тракторный завод | |
Трактора С-65 у цехов, 1930-е гг. | |
Тип | Общество с ограниченной ответственностью[d] |
Основание | 1933 |
Расположение | Россия Россия: Челябинск |
Отрасль | Машиностроение |
Продукция | Тракторы, двигатели, запчасти |
Число сотрудников | 7,6 тыс. человек |
Материнская компания | Уралвагонзавод |
Сайт | chtz-uraltrac.ru |
Челябинский тракторный завод на Викискладе |
Награды |
Челя́бинский тра́кторный заво́д
(до 6 октября 1941 года —
Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина
, до 20 июня 1958 года —
Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске
, с 10 ноября 1971 по 1 октября 1992 года —
производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина»
) — машиностроительное предприятие по разработке и производству колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, минитракторов), двигателей внутреннего сгорания, запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции. В народе был известен под расхожим названием «Танкоград»[1][2].
Численность работающих — более 7 600 человек. Производственная площадь, занимаемая предприятием, составляет 1,2 млн м2.
Оператором (владельцем) предприятия является ООО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак».
История ЧТЗ
До войны
С-65 в музее техники ВАЗа (г. Тольятти)
Бульдозер ДЗ-54 на базе трактора Т-100 (1955)
Строительство тракторного завода в Челябинске предусматривалось первым пятилетним планом на 1928-1932 годы принятым пятым Съездом Советовов СССР. 29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Производственная мощность завода была запланирована на уровне 40 тыс. тракторов в год. В качестве прототипа первого трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60. Строительство завода осуществлялось с привлечением специалистов из США и других стран. Проектирование завода осуществлялось архитектурной из Детройта (США)[3], спроектировавшей до этого Сталинградский тракторный завод (а перед этим, до Великой депрессии 1929—1933 годов — заводы Форда и другие автомобильные заводы США) знаменитого американского архитектора Альберта Кана (1869—1942)[4]. С советской стороны проектирование вели архитекторы А. С. Фисенко, В. Швецов и А. Величкин[5][6]. Строительство велось трестом «Тракторострой» созданным в 1929 году[7]. Руководителем треста Ловиным К. П. в марте 1930 года в Детройте было организовано проектное бюро «Челябинск тракторплэнт» и к 1 июня 1930 года был разработан генеральный план завода на основе эскизного проекта Ленинградского проектного института «ГИПРОМЕЗ»[8][9]. Бюро состояло из 40 специалистов из СССР и 12 из США. В конце 1930 года строительство находилось под угрозой из-за разного рода возникших трудностей, в связи с чем было принято постановление ЦК ВКП (б) «О ходе строительства Челябинского тракторного завода», контроль за выполнением которого было возложено на Шверника Н. М[10].
15 мая 1933 года из ворот сборочного цеха вышел первый гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60). Однако официальное открытие завода состоялось 1 июня. Тракторы С-60 оснащались 4-тактными 4-цилиндровыми карбюраторными двигателями мощностью 72 л.с., работающими на лигроиновом топливе и при весе 9,5 тонн имели максимальное тяговое усилие 4,45 тонн.
1936 год. Тракторы предприятия принимают участие в двух грандиозных экспедициях: «Снежный поход» — пройдя две тысячи километров по Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.
Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой — дипломом «Гран-при».
20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. ЧТЗ первым в стране освоил выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.
1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники — артиллерийского тягача «Сталинец-2» (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.
1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода, и 12-плунжерного топливного насоса «ТН-12» для авиационных двигателей тяжёлых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.
30 марта 1940. С конвейера сошел 100000-й трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил, или десяти Днепрогэсам.
Завод в годы Великой Отечественной войны
После начала Великой Отечественной войны на заводе продолжались выпускаться трактора, артиллерийские тягачи и тяжёлые танки КВ-1[11].
В октябре 1941 г. ЧТЗ совместно с семью частично и полностью эвакуированными в Челябинск предприятиями, образовали танкостроительный комбинат, позднее неофициально именуемый «Танкоград»
. В частности, сюда были полностью эвакуированы Харьковский моторный завод № 75 и Ленинградский Кировский завод, в связи с чем 6 октября 1941 года завод был переименован в
«Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске»
[12][13] (завод № 100). С августа 1942 г. было начато производство танков Т-34, в феврале 1943 г. — самоходных артиллерийских установок, в сентябре 1943 г. — тяжёлых танков [11]. В сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта, за годы войны было произведено: 18 тысяч танков и самоходных установок; 48,5 тысяч танковых дизельмоторов; 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.
Предприятием было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов, в частности модификации В-2. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер.
За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамёна Государственного Комитета Обороны за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.
После войны
Почтовая марка СССР, 1958 год: Первенцы советской индустрии
5 января 1946 года собран первый трактор «Сталинец-80». В 1956 году создан трактор «Сталинец-100».
20 июня 1958 года завод был переименован в Челябинский тракторный завод.
В январе 1961 года запущен в серийное производство трактор с электромеханической трансмиссией ДЭТ-250.
9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т. д.) были разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году ЧТЗ выпускал 22 варианта трактора Т-100М. Данный трактор, включая все его модификации, стал самым массовым за историю предприятия: всего было выпущено 412145 экземпляров.
В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина».
6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой Отечественной войны, установлен обелиск в основании которого находятся части изувеченного трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.
Трактор Т-100
1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 — первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.
3 ноября 1984 года заводом изготовлен миллионный трактор с маркой ЧТЗ (Т-130М)[14].
Март 1988 год — тракторостроители приступили к производству трактора Т-170, оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.
Январь 1989 года — начат серийный выпуск трактора ДЭТ-250М2.
Сентябрь 1990 года — бульдозер-рыхлитель Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в мире[15].
30 декабря 1990 года — выпущен первый серийный трактор Т10 с гидромеханической трансмиссией.
Тракторы ЧТЗ — Т-100 и Т-108
Завод после 1991
Бульдозер Б-10ПM (2004)
30 апреля 1992 года — Распоряжение Правительства РФ N 835-р «О приватизации производственного объединения «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина»
1 октября 1992 года — Производственное объединение «Челябинский тракторный завод им. В. И. Ленина» преобразовано в акционерное общество «УРАЛТРАК» (ОАО «УРАЛТРАК») на основании общего собрания акционеров.
27 апреля 1996 года — Акционерное общество «Уралтрак» на основании общего собрания акционеров переименовано в открытое акционерное общество «Челябинский тракторный завод»
1998 год — банкротство, реорганизация, появление нового предприятия: ООО «ЧТЗ-Уралтрак»
Ноябрь 1999 года — освоено серийное производство танкового дизеля В-92 С2.
25 сентября 2000 года на международной выставке «УРАЛСТРОЙ — 2000» (г. Уфа) продукция ЧТЗ была отмечена золотым Кубком первой степени.
1 июня 2002 года — серийное производство трактора Т10.
20 июля 2002 года — изготовлен опытный образец трактора Т3 модульной конструкции.
25 июля 2002 года — открыт первый региональный торговый в Перми.
Октябрь 2002 года — собран опытный образец трактора ДЭТ-320 с двигателем Ярославского моторного завода.
18 декабря 2002 года — получен сертификат качества (Свидетельство об испытании образца) бульдозера Б-10.02 в сертификационном Центре ЕЭС (Германия).
1 июля 2003 года — освоен серийный выпуск трактора Т10М и агрегатов на его базе.
В 2008 году произвел продукцию на 12,364 млрд руб. (на 16,2 % больше, чем в 2007 году), выпустив:
- 162 трубоукладчика,
- 1 944 бульдозеро-рыхлительных аппарата,
- 71 тяжелый трактор ДЭТ-250 и ДЭТ-320,
- запасных частей — на сумму 2 млрд 853,766 млн руб. (рост на 28,7 %).
Объём экспорта продукции в 2008 году составил 1,916,4 млрд руб. (рост на 0,2 %). Экспорт запасных частей — 417,83 млн руб. (рост на 5,9 %)[16].
ЧТЗ в составе Уралвагонзавода
В марте 2011 года Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод приобрела 63,3 % акций ЧТЗ. С учетом ранее имеющихся акций Уралвагонзаводу стало принадлежать 80 % акций ЧТЗ. Оставшиеся находятся у правительства Челябинской области, которое ведет с УВЗ переговоры о передаче этих акций.
Сделка между Уралвагонзаводом и ЧТЗ победила в номинации «Сделка года» ежегодной межрегиональной премии «Итоги года Урала и Сибири-2011»[17].
В составе УВЗ Челябинский тракторный завод должен стать одним из основных предприятий по производству гражданской техники, в частности, дорожно-строительной. На базе ЧТЗ будет выстраиваться дивизион тяжелого машиностроения[18].
В 2011 году ЧТЗ выполнил ряд экспортных контрактов. Экспорт осуществлялся практически во все республики бывшего СССР, а также во Вьетнам. Только за январь-август экспорт был увеличен в натуральном выражении на 36 %[19].
Крупнейшим экспортным контрактом стала поставка Министерству водного хозяйства и мелиорации Туркмении 100 бульдозеров Б-10М, предназначенных для расчистки русел оросительных каналов в пустыне Кара-Кум.
В России ЧТЗ выполнил крупный контракт на поставку 300 единиц специализированной инженерной техники для комплектования региональных пожарно-химических станций Рослесхоза; были поставлены машины для ряда нефтяных и газовых корпораций.
Наличие большого числа контрактов позволило ЧТЗ впервые за последние годы возобновить прием работников[20].
ЧТЗ сегодня
Сегодня[прояснить
] ЧТЗ предлагает потребителю:
- тракторы Т10М, ДЭТ-250М2 и инженерные машины на их базе;
- трубоукладчики грузоподъёмностью 12,5 и 20 тонн;
- бульдозеры Б10М;
- виброкатки, погрузчики и бульдозеры на базе колёсных модулей массой 24 тонны;
- дизельные двигатели мощностью от 12 до 1200 лошадиных сил;
- дизель-генераторные установки мощностью 100 кВт для автономного энергообеспечения;
- дизель-гидравлические станции для установок сбора нефтепродуктов с водных поверхностей;
- запасные части к тракторам ЧТЗ;
- товары народного потребления, в их числе: универсальный колесно-гусеничный мини-трактор «Уралец» (12 л.с.);
- коммунальную машину Т-02.03.2 и другие товары.
Любопытные факты
ЧТЗ за 80 лет работы изготовил более 1 268 000 тракторов. Они переместили около 350 кубических километров грунта. Им можно было бы покрыть всю поверхность Луны слоем в три с половиной сантиметра. А чтобы перевезти грунт, снятый техникой ЧТЗ, потребовался бы железнодорожный состав длиной в 135,5 миллионов километров. Сами же машины ЧТЗ прошли по планете около 90 миллиардов километров — то есть 600 расстояний от Земли до Солнца[21].
Трактор Т-130
Бульдозер Т-130, который также называют Т-100 или «соткой». Одним из основных преимуществ данной техники выступает доступность запчастей, невысокая стоимость и простота конструкции, ремонт которых осуществляется достаточно быстро и легко. К недостаткам модели следует отнести ненадежность фрикционов и несовершенство конструкции. Технические характеристики:
- Мощность двигателя — 117,7 кВт (140 л.с).
- Удельный расход топлива у данной модели составляет 244,3 г/кВт*ч (180 г/л. с.ч.)
- Масса — 14,32 т.
- Показатель удельного давления на грунт — 0,5 кг/1 см2.
- Габаритные размеры Т-130: 5193 на 2475 на 3085 миллиметра.
- Дорожный просвет модели – 415 миллиметров,
- ширина колеи – 1880 миллиметров.
Награды
- Орден Ленина (1971),
- Орден Трудового Красного Знамени (1983),
- Орден Кутузова 1-й степени (1945),
- Орден Красной Звезды (1944).
- Орденом Ленина награждены опытный завод (1944) и конструкторское бюро по дизелям (1945).
- 12 тракторостроителей удостоены звания Героя Социалистического труда.
- 25 августа 2003 года — ООО «ЧТЗ — Уралтрак» награждёно Орденом Дружбы государства Вьетнам[22].
- В декабре 2010 года продукция ЧТЗ — средний гусеничный трактор Т-13 и тяжелый колесный фронтальный погрузчик ПК-65 победили во Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России»[23].
- В 2011 году несколько наград получила новинка ЧТЗ — бульдозер Б8. Он вошел в число двадцати лучших товаров Челябинской области, а в ноябре стал лауреатом конкурса «100 лучших товаров России»[24].
- В 2011 году продукция ЧТЗ вошла в сотню лучших товаров Южного Урала, а Минэкономразвития присудило в отрасли «Тракторы и транспортные средства промышленного назначения».
Директора
- Ловин Казимир Петрович (?) — нач. Тракторостроя
- Сафразьян Леон Богданович (?) — нач. Тракторостроя
- Ильичёв Василий Иванович (апрель 1931 — сентябрь 1932)
- Ловин Казимир Петрович (1932—1934)
- Брускин Александр Давидович (1934—1936)
- Нестеровский Израиль Яковлевич (1936 — июль 1938)
- Соломонович И.Д. (-1940-)
- Зальцман Исаак Моисеевич (октябрь 1941 — февраль 1942)
- Махонин Сергей Несторович (февраль — ноябрь 1942)
- Горегляд Алексей Адамович (ноябрь 1942 — февраль 1943)
- Длугач Моисей Абрамович (февраль — июнь 1943)
- Зальцман Исаак Моисеевич (июнь 1943 — июль 1949)
- Скачков Семён Андреевич (июль 1949 — апрель 1954)
- Крицын Александр Ильич (1954—1961)
- Зайченко Георгий Васильевич (1961—1979)
- Ложченко Николай Родионович (1979—1995)
- Поздеев Валерий Семёнович (ноябрь — декабрь 1995)
- Кичеджи Василий Николаевич (декабрь 1995 — февраль 1998)
- Платонов Валерий Михайлович (февраль 1998 — август 2011)
- Млодик Семён Геннадьевич (август 2011 — октябрь 2012)
- и. о. Голыгин Сергей Александрович (октябрь 2012 — ноябрь 2013)
- Воропаев Виктор Викторович (ноябрь 2013 — июнь 2015)
- Михель Евгений Валерьевич (июнь 2020 — июнь 2016)
- и. о. Юматов Вячеслав Геннадьевич (с июня 2020 г.)
Примечания
- «Танкоград» // Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / Гл. ред. М. М. Козлов. — 1985. — С. 707. — 832 с. — 500 000 экз.
- Челябинский тракторный завод // Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / Гл. ред. М. М. Козлов. — 1985. — С. 779. — 832 с. — 500 000 экз.
- Меерович М. Г. Альберт Кан в истории советской индустриализации. Архивировано 30 января 2010 года.
- Ж-л «Эксперт» № 1 (687)/28 декабря 2009. Максим Рубченко (редактор отдела экономики). Ура, у них депрессия!
- Меерович М. Г.
Архитектор в советской истории. Анатолий Фисенко и Альберт Кан // Проект-Байкал. — 2009. — № 20. — С. 156—161. - С. Демидов, А. Хрусталев.
Анатолий Степанович Фисенко // Архитектуры СССР. — 1982. — № 9. — С. 51. - Фиста Т. В. Челябтракторострой
— статья в электронной версии энциклопедии «Челябинск» (Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8). - Шмакова. Н. П. Челябинск трактор плэнт
— статья в электронной версии энциклопедии «Челябинск» (Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8). - Шмакова. Н. П. Ловин Казимир Петрович
— статья в электронной версии энциклопедии «Челябинск» (Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8). - Шмакова Н. П. О ходе строительства Челябинского тракторного завода
— статья в электронной версии энциклопедии «Челябинск» (Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8). - ↑ 12
Челябинский тракторный завод // Военный энциклопедический словарь / В 2 томах. Том 2. — Редкол.: А. П. Горкин, В. А. Золотарев, В. М. Карев и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, «РИППОЛ КЛАССИК», 2001 г. 816 с. C. 741. ISBN 5-7905-0996-7 - [1], Архивированная копия (недоступная ссылка — история
). Проверено 4 марта 2011. Архивировано 11 ноября 2014 года. Кировский завод Наркомата танковой промышленности - Комаров Л. С. Летопись Челябинского тракторного / Л. С. Комаров, Е. Г. Ховив, Н. И. Заржевский. — М., 1972
- Ерошкин А. С. Миллионный трактор ЧТЗ
— статья в электронной версии энциклопедии «Челябинск» (Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8). - Вторая жизнь рекордсмена — Челябинский Тракторный Завод (ЧТЗ)
- По итогам 2008 года «ЧТЗ-Уралтрак» увеличил производство спецтехники на 16,2 %
- «ИТАР-ТАСС Урал» — «УВЗ» победил в 2 номинациях премии «Итоги года Урала и Сибири-2011» Архивировано 25 июня 2020 года.
- «Накануне. Ру» — Семен Млодик — о ЧТЗ: Нам нужно развиваться step by step. И никакой штурмовщины
- ООО «ЧТЗ-Уралтрак» в январе-августе 2011 года увеличило экспорт техники в натуральном выражении на 36 %
- ЧТЗ возобновил приём работников
- Новый календарь ЧТЗ: занимательная арифметика : «Урал-пресс-информ», 07.02.2011
- История — Челябинский Тракторный Завод (ЧТЗ)
- Бульдозеры ЧТЗ — в числе ста лучших товаров России
- «ИТАР-ТАСС Урал» — Мини-бульдозер Б-8 Челябинского тракторного победил в конкурсе «100 лучших товаров России»
Что обновил новый трактор нашего производства
Новый трактор Т10ПМ — это гарантийное обслуживание и надежность на годы вперед.
Завод тракторов ЧЗПТ не только занимается производством новой спецтехники, но и усиленно работает над улучшением ее технических характеристик и внешнего вида. Так кабина, прошедшая модернизацию в 2020 году, теперь обладает увеличенным уровнем обзора – оператор может полностью контролировать рабочий процесс, предотвращая различные происшествия и проводя работу с максимальной отдачей.
- Обновленный Т10ПМ так же получил усовершенствованный двигатель ЯМЗ-238ГМ2 на 180 л.с. Благодаря этому, уменьшился расход топлива, производительность техники увеличилась, а затраты на мелкий ремонт сведены к минимуму.
- Мы как производители не упустили из виду и трансмиссию – доработанная коробка полностью исключает вероятность соскальзывания и самостоятельного переключения передач.
- Пользователи нового трактора сразу заметят, что в обновленной машине увеличилась шумоизоляция, вибрация уменьшилась, появилась возможность проведения маневров на холостых оборотах.
Литература
- Челябинский тракторный завод // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Ермолов А. Ю.
Государственное управление военной промышленностью в 1940-е годы: танковая промышленность. СПб. : Алетейя, 2013. — 408 с. - Зальцман И., Эдельгауз Г.
Вспоминая уроки Танкограда // Коммунист. 1984. № 16. С. 76—87. - Заржевский Н. И., Бердников С. Ф.
Челябинский тракторный завод. Челябинск : Книжное издательство, 1962. — 120 с. - Красильщик З.
В борьбе за Челябинский тракторный завод. Свердловск ; М. : Уралоблотдел, 1931. — 91 с. - Ловин К. П.
Челябинский тракторный завод. Челябинск, 1933. — 19 с. - Малева Н.
Испытание банкротством перенес Челябинский тракторный завод и доказал свою жизнеспособность : [эксперимент с публичной ликвидацией завода провалился] // Российская газета. 1999. 17 сентября. — (Российская газета на Южном Урале). - Объявлен банкротом // Труд. 1998. 1 декабря. С. 2.
- Самуэльсон Л.
Танкоград: секреты русского тыла, 1917—1953. М. : РОССПЭН, 2010. — 375 с. - Сергийчук В.
Танковый король России. Киев : Ничлава, 2005. — 236 с. - Сушков А. В.
Дело «танкового короля» Исаака Зальцмана. Екатеринбург : УрО РАН, 2020. — 300 с. - Усольцев А.
Бастует Челябинский тракторный // Российская газета. 1997. 28 февраля. С. 15. — (Российская газета на Южном Урале). - Устьянцев С. В.
Элита российской индустрии: Челябинский тракторный завод. Екатеринбург : Независимый институт истории материальной культуры, 2008. — 245 с. - Челябинский тракторный завод в годы Великой Отечественной войны : рекомендованный указатель литературы. Челябинск : Б. и., 1980. — 12 с.
- Челябинский тракторный завод им. тов. Сталина. Челябинск : Челябтракторстрой, 1930. — 96 с.
- Шубарина Л. В.
Оборонно-промышленный комплекс на Урале: региональный опыт развития, 1945–1965 гг. Челябинск : Уральская Академия, 2011. — 280 с.
Внешние ссылки
- Официальный сайт «ЧТЗ-Уралтрак»
- «Железный поток. Битва заводов» — документальный фильм 2020 г. режиссера О. Витвицкого на телеканале «Россия-Культура».
- ЧТЗ вошёл в строй действующих предприятий союза. Журнал «За рулём» 11-12 1933 г.
- На рубеже Европы и Азии начал работу самый большой в мире тракторный 13-1933 г.
- «Санкции лишили ЧТЗ спасительного инвестпроекта с Caterpillar»
Тракторостроительные предприятия СССР | |
|
Конфигурация и преимущества
Дизельный двигатель ЯМЗ-238ГМ2 | Именно этот новый вариант способен выдавать большую силу тяги при небольшой скорости, так необходимую для работы тяжелой спецтехники Т170. |
Возможность использования навесного оборудования | Благодаря применению различных типов навесных и прицепных агрегатов, купить трактор ЧЗПТ можно для разных работ в том числе: рыхлить почву и перемещать насыпи строительных материалов, очищать снежные заносы и создавать траншеи для проведения коммуникаций разного вида. |
Новый гусеничный движитель | За счет того, что вместо классических колес у Т10ПМ – гусеничный механизм. Техника обладает высокой силой тяги, уровень сцепления с грунтом также превышает колесный аналог. |
Единственным минусом стоит считать то, что передвижение по асфальтным дорогам чревато их разрушением, кроме этого, скорость передвижения нового трактора 170 не превышает 15 км/час. Поэтому, для транспортировки машины необходимо использовать специальную технику. | |
Многофункциональная техника | Т10ПМ, может быть использован в любой сфере человеческой жизнедеятельности. Тягач нашего завода прекрасно справляется с вспашкой целинных земель, землеройными работами, в качестве бульдозера Б10ПМ, корчевателя или трубоукладчика. Поэтому купить гусеничный трактор Т10ПМ желают многие строительные предприятия и фермеры. |
Многоступенчатая коробка | Способствует оптимальной работе двигателя, даже при необходимости постоянного изменения скорости или нагрузки. |