ДИЗЕЛЬ, РУДОЛЬФ
(1858-1913) немецкий изобретатель
Немецкий изобретатель Рудольф Дизель родился в Париже в 1858 году. Отец его был переплетчиком. В 1871 году, когда началась франко-прусская война, семья перебралась в Англию. Они жили в нищете, поэтому вскоре мальчика отправили к родственникам, в немецкий город Аугсбург. Там будущий изобретатель успешно окончил школу и в 1875 году поступил в Политехнический институт в Мюнхене, где обучался термодинамике у Карла фон Линде. Общее же образование Дизель получил как инженер по холодильным установкам.
В 1880 году он отправился в Париж, чтобы начать работать в фирме Линде, строившей в то время завод по производству холодильных установок. Уже в следующем году он получил должность директора этого предприятия. Естественно, новое положение обязывало его начать научный поиск, и он занялся разработкой холодильного агрегата, использовавшего аммиак в качестве хладагента.
Поиски завели Дизеля в тупик, однако он уже пристрастился к научной работе, хотя времени заниматься ею не было. В 1890 году Дизель получил новое назначение и переехал в Берлин, продолжая работать в фирме Линде.
Однако свои собственные научные разработки он посвятил поиску более эффективного источника энергии, чем распространенный в то время паровой двигатель. Примерно около 1890 года Дизель начинает разработку своей новой идеи.
Ученый начал экспериментировать с двигателем внутреннего сгорания, стремясь не только усовершенствовать его, но и сделать таким, чтобы можно было использовать более дешевые сорта топлива. Долгие и мучительные поиски увенчались успехом в 1892 году, когда он получил патент на свой двигатель. Суть изобретения Дизеля состояла в том, что он применил принцип самовоспламенения топлива от разогрева при сильном сжатии.
В 1893 году он опубликовал сообщение о своем изобретении во многих газетах и начал искать спонсоров для его внедрения. Дизелю удалось договориться сразу с двумя большими фирмами — одной в Аугсбурге и фирмой Фридриха Круппа из Эссена, которые приняли участие в проекте.
Осуществление проекта заняло четыре года, с 1893 по 1897, когда по чертежам Дизеля на Аугсбургском заводе был построен первый образец двигателя, который не имел запальных свечей. В нем использовался не бензин, а более дешевый вид горючего, получивший впоследствии название дизельного топлива. Новый двигатель имел более простое устройство, чем бензиновый, поскольку не имел сложной и дорогой системы зажигания.
Независимое заключение было дано профессором М.Шротером, а само изобретение было выставлено на Мюнхенской выставке в 1898 году.
В 1898 году серийный выпуск дизелей начался на заводе шведской фирмы Нобеля в Петербурге. В 1899 году был построен новый завод по их выпуску в Аугсбурге, но из-за постоянных болезней Дизеля долго не удавалось наладить производство. Наконец производство двигателей Дизеля началось не только в Аугсбурге и на предприятиях Нобеля, но и во Франции. Сам изобретатель быстро стал миллионером.
Но настоящая слава пришла к Дизелю только в 1903 году, когда на воду были спущены первые два судна, оснащенные его двигателями. Это была баржа «Вандал» и теплоход «Сармат». Они ходили по Волге. Только после этого двигатели Дизеля стали применять во всем мире.
Двигатель, названный именем своего создателя, получил широкое распространение прежде всего как часть силовых установок кораблей. Однако более легкий, по сравнению с бензиновыми двигателями, запуск и потребление меньшего количества топлива привели к тому, что их стали применять в такси, автобусах и грузовиках.
В жизни Рудольф Дизель был легкоранимым и малообщительным человеком, он часто бывал в плохом настроении, впадал в депрессию, не мог работать. Обстоятельства его смерти загадочны и трагичны. Сентябрьским днем 1913 года он отправился на пароходе в Лондон. Больше его никто не видел. Полагают, что он покончил с собой, бросившись за борт судна.
Но двигатель Дизеля продолжает существовать и получает все новые и новые области применения.