«Маршрутки», в роли которых чаще всего выступают «ГАЗели», на сегодняшний день считаются признаком стран «третьего мира» (Центральной и Западной Африки, Южной Америки), и в целом активно исчезают как явление. Вот и на родине на смену маленьким «маршруткам» приходят автобусы с большой вместимостью, принадлежащие не частным лицам, а крупным компаниям и автопаркам. Однако ГАЗ-322132 продолжает оставаться одним из самых продаваемых и узнаваемых авто, произведенных на Горьковском автозаводе. В чем секрет такой популярности?
История ГАЗ-322132
Автомобиль ГАЗ-322132 сошел с конвейера в массы в августе 1996 года. Базой для конструирования 322132-й модели стал 13-местный ГАЗ-32213. Изменен был тип двери багажника (на распашной), увеличена высота, в салоне появился потолочный люк. Автобус ГАЗ-322132 быстро обрел признание из-за хорошего соотношения «экономность – вместительность» и тысячи экземпляров поехали по отечественным дорогам.
В 2003 году модель была подвержена рестайлингу в соответствии с новыми тенденциями а автомобилестроении: квадратные фары заменили на каплевидные, обновили приборную панель, интерьер салона и кабины, а также экстерьер (другая решетка), но, главное, установили ГУР. Отличия видны на фото. В 2004 году автомобиль оснастили ABS. С 2005 года по инициативе властей выделить на дороге такси, микроавтобус стали красить исключительно в оранжевый цвет («золотой апельсин»), который пришел на смену традиционному белому. Считается, что в произведенных с 2006 года моделях имеется нарушение технологии при установке балки заднего моста, поэтому ГАЗ-322132 2007 и 2008 годов производства имели свойство часто ломаться, провоцируя ДТП.
ГАЗ стал популярным в сфере перевозок
В 2010 году производство было прекращено в связи с переходом к выпуску более современных моделей (в их числе похожая внешне «ГАЗель-Бизнес», а также модели 3221-774 и 3221-443 на инжекторе и дизеле).
ГАЗ 322132: технические характеристики, описание
Автомобили «Газель» — это серия малотоннажных авто, производившихся Горьковским автомобильным заводом с 1994 до 2010 года. В 2003 году семейство «Газель» выпустило второе поколение автомобилей. Новые микроавтобусы отличались оперением, бампером, решёткой радиатора и светотехникой. В 2005 году была выпущена миллионная «Газель». Автобусы Горьковского завода можно встретить не только в качестве маршрутных такси, их используют и как специальные автомобили в службе скорой помощи, полиции, МЧС, Министерстве обороны. В некоторых городах можно даже встретить школьные автобусы марки «Газель».
ГАЗ-322132 — это автобус со сдвижной дверью. Сделан на базе микроавтобуса 32213, производится с 1996 года. ГАЗ-322132, в отличие от базовой модели, имеет дополнительные усилители и иную планировку салона. С 2005 года эту модель начинают окрашивать в специальный цвет – «золотой апельсин». В этом же году инженеры Горьковского завода модернизировали отопительную систему салона, а также антиблокировочную систему тормозов.
Автомобиль ГАЗ-322132 относится к классу Н1 (М1), разрешенная максимальная масса которого не превышает 3500 кг. Для управления этим микроавтобусом требуются права с категорией «Д».
Существует три модификации ГАЗ-322132:
— 322132-404 — модель рассчитана на 13 пассажирских мест, оборудована силовым агрегатом ЗМЗ-40524, предусмотрена антиблокировочная система;
— 322132-408 — автомобиль на 13 мест, тот же мотор и антиблокировочная система, но уже предусмотрен гидроусилитель рулевого управления;
— 322132-531 — модель оборудована дизельным двигателем ГАЗ-5902, АБС и гидроусилителем руля.
Модель 322132 отличается от предыдущего поколения «Газелей» раздвижными окнами, наличием люка, что значительно улучшило вентиляцию салона, и распашными дверями багажного отдела. Габаритные размеры микроавтобуса: длина – 5500 мм, ширина – 2075 мм, высота – 2200 мм, колесная база – 2900 мм, клиренс 170 мм. Общая масса автомобиля составляет 2500 кг. Модель оснащена карбюраторным рядным четырехцилиндровым силовым агрегатом объемом 2,9 литров и мощностью 84 л. с., и объемом 2,4 л, а мощностью 98 л. с. Оба мотора работают с механической пятиступенчатой КПП. «Газель» имеет зависимую рессорную подвеску с телескопическими амортизаторами и задний привод. Тормозная система представляет собой дисковые механизмы спереди и барабанные сзади.
С 2010 года эта модель микроавтобуса снята с производства, поэтому продажа ГАЗ 322132 осуществляется исключительно на вторичном рынке.
Подводя итог, стоит отметить, что автомобили марки 322132 стали довольно популярными не только в России, но и в странах СНГ, что обусловлено невысокой ценой авто и достойными техническими характеристиками. Сейчас невозможно представить крупные и небольшие населенные пункты, в которых не было бы на дорогах этих микроавтобусов. И это как нельзя лучше характеризует автомобиль. ГАЗ-322132 может использоваться в качестве экскурсионного и туристического автобуса. Надежная звукоизоляция существенно снижает степень шума, тем самым обеспечивая комфортный проезд пассажирам. Сиденья возможно оборудовать подголовниками и подлокотниками. Микроавтобус способен дополнительно перевозить багаж массой до 300 килограмм.
Сфера применения автомобиля
«ГАЗель» чаще всего используется в качестве:
- общественного пассажирского транспорта, рассчитанного на поездки по городу и в пригород;
- грузовые модификации для перевозки грузов до 1-1,5 т (в зависимости от типа кузова и количества мест);
- некоторые модификации также используют в качестве карет скорой помощи.
Совершать дальние пассажироперевозки не позволяет жесткость салона и отсутствие необходимых защитных средств. Однако некоторые умельцы самостоятельно переоборудуют салон, но в таком случае речь идет, скорее всего, о нелегальных маршрутах.
Технические характеристики
Технические характеристики и габаритные данные ГАЗ-322132 за период производства существенно не трансформировались. Для микроавтобуса этой модели необходимо открывать категорию «D». Грузовая модель в базовой комплектации подпадает под категорию «В».
Микроавтобус
Габаритные размеры, салон:
- длина – 5,5 м;
- ширина 2,075 м;
- высота – 2,2 м;
- клиренс – 0,17 м;
- полная масса – 3,5 т, снаряженная – 2,5 т;
- количество посадочных мест – 13 (увеличивать это количество запрещено).
В салоне имеется две двери: основная раздвижная и багажная распашная, которая также используется в качестве аварийного выхода. Вентиляция совершается естественным путем через окна. Салон оснащен дополнительным источником отопления.
Силовой агрегат. В основной комплектации установлен 4-цилиндровый мотор отечественного производства ЗМЗ-40524 (либо сходный с ним по параметрам УМЗ-4216), в котором впрыск бензина регулируется электронным управлением. Он имеет следующие характеристики:
- объем в 2,46 л;
- мощность – 133 «лошадки»;
- предельный крутящий момент – 214 Нм.
Также на «ГАЗель» устанавливался иностранный двигатель Chryslen 2.4L-DOHC, мощность которого немного больше (150 л/с). В последние годы производства «ГАЗель» комплектовали мотором ГАЗ-5602 (2,13 л, 95 л.с). Микроавтобус на газу не производился, однако конструкция установку ГБО не исключает.
Двигатель автомобиля
Расход топлива ГАЗ-322132 на 100 км очень мал: 11-13 л в зависимости от типа дорожного покрытия. Предел по скорости – 115 км.
Заправочные объемы:
- объем топливного бака – 70 л;
- масло: для КПП – 6 л, для рулевого механизма – 0,18 л, для рулевого механизма – 0,45 л, для ведущего (заднего) моста – 2,9 л;
- система охлаждения – 8,9 л;
- вместимость тормозной жидкости – 2 л.
Для заправки используется Аи-92.
Трансмиссия:
- КПП 5-ступенчатая;
- передаточное число – 5,125.
С силовым агрегатом КПП сообщается посредством фрикционной однодисковой сцепки с гидроприводом.
Подвеска. «ГАЗель» укомплектована зависимой подвеской (по отзывам владельцев, неплохого качества) с амортизаторами (телескопические) и продольными рессорами. Колесная формула – 2 на 4. Стабилизатор поперечной устойчивости установлен на задней подвеске.
Схема электрооборудования:
- тип электрооборудования – однопроводной;
- «–» потребителей соединен с корпусом;
- напряжение – 12 В.
Допустимая величина постоянного тока – от 65 А до 135 А в зависимости от марки генератора и установленного мотора. Минимальной силы достаточно для запитывания стандартного набора потребителей.
Тормозная система состоит из:
- гидропривода с вакуумным усилителем;
- 2-х независимых контуров.
Тормоза на передних колесах дисковые, на задних – барабанные. В более поздних моделях используются тормоза марки Bosh, которые считаются более надежными. С 2005 года устанавливается ABS.
Салон микроавтобуса
Самой приятной технической характеристикой «ГАЗели» является радиус поворота, который по оси переднего внешнего колеса составляет всего 5,5 м. Поэтому микроавтобус может аккуратно развернуться даже на маленьком «пятачке».
Грузовая модификация
Грузовой модификацией ГАЗ-322132 является бортовой ГАЗ-3302 (если не считать самостоятельные попытки переделывать «ГАЗель» в грузовик), а также более поздний вариант «ГАЗель-Некст». Основные характеристики:
- грузоподъемность 1,5 т;
- снаряженная масса – 3,5 т;
- двигатель – УМЗ-4216 или Cummins ISF 2.8;
- тип двигателя – дизель, бензиновый, не исключена возможность комплектации ГБО;
- КПП – «механика», 5 ступеней;
- тормоза – диски/барабаны.
Грузовик можно оснастить тентом. Управляемость автомобиля обеспечивается рамной подвеской.
Тактико-технические показатели
Автомобиль оснащен топливным баком объемом в 70 литров. При этом среднее потребление бензина не превышает 12 литров на 100 километров пробега. Коробка передач – механическая, пятиступенчатая. Скорость от 0 до 100 км/ч автомобиль набирает за 14 секунд. Тормозная система надежна, с барабанным и дисковым механизмами. Она имеет два автономных контура, гидравлический привод управления и вакуумный усилитель.
Автомобиль ГАЗ-32213 — размеры
Конструктивные характеристики ГАЗ-32213 для пассажирских перевозок:
Показатели | Характерные особенности автомобиля ГАЗ-32213 | |
Масса | Снаряженная | 2,5 тонны |
Максимальная | 3,5 тонны | |
Количество | Мест | 13 |
Дверей | 4 | |
Размеры | Передней колеи | 170 см |
Задней колеи | 156 см | |
Колесной базы | 290 см | |
Дорожного просвета | 17 см | |
Дисков | 5,5х16 | |
Шин | 175R16C | |
Общие габариты | 550х207,5х220 см | |
Максимум скорости | 115 км/ч |
Четырехцилиндровый бензиновый двигатель может быть как отечественного, так и зарубежного производства, его мощность — 106,8 л. с. Выпускаются и дизельные модели автомобиля. Их двигатели тоже четырехцилиндровые. Отличие – в системе охлаждения воздуха и мощности, которая составляет 120 л. с.
Модель ГАЗ-322137 – более совершенная версия автомобиля с полным приводом, производится в ограниченном количестве. Она предназначена для передвижения по проселочным и грунтовым дорогам.
Цены на новые и б/у
Стоимость зависит от года выпуска, следовательно – от комплектации. Продажа ГАЗ-322132 на Авито идет активная. По данным этой площадки, б/у «ГАЗель» до 2003 года можно взять по цене до 80 тыс. рублей, более новые экземпляры б/у – максимум 350-400 тыс. рублей. ГАЗ-322132 на газу варьирует от 80 до полумиллиона в зависимости от тех. состояния, «авторского» тюнинга и пробега. Цена ГАЗ-322132 нового – в среднем, колеблется вокруг миллиона рублей. Однако найти новую «ГАЗель» достаточно непросто.
ГАЗ-322132 – особый автомобиль, с которым связана целая эпоха «маршруток», поскольку никакой заграничный аналог не использовался в данном качестве столь массово. К сожалению (или к счастью), эта эпоха подходит к концу. Поэтому большей популярностью на сегодняшний день пользуются грузовые модификации «ГАЗели».