Установка зажигания ямз 236 турбо


Исторический аспект

Мотор ЯМЗ 236 был разработан в 1951 году на базе силовых агрегатов ЯАЗ 204 и ЯАЗ 206. Производство данных двигателей внутреннего сгорания производиться Ярославский моторный завод, который впоследствии стал ОАО «Автодизель».

В процессе установки и модернизации, моторы ЯМЗ стали на постоянной основе устанавливаться на грузовые автомобили МАЗ, УРАЛ, КРАЗ, тракторы К-700 и некоторую военную технику, особенно танки и вездеходные автомобили.

Ярославские дизели, надежда, опора и крутящий момент

Едва ли не единственным предприятием, которое способно выпускать конкурентоспособные дизельные двигатели для грузовиков и строительной техники, остается Ярославский моторный завод. Дизели ЯМЗ брутальны, надежны, просты и неприхотливы, порой даже показывают чудеса интеграции в новый век с его жесткими требованиями к экологичности выхлопа. Так, все дизеля, которые устанавливаются сегодня на автомобили Урал, МАЗ, Ивановские и Костромские экскаваторы, соответствуют как минимум нормам Евро 0.

В частности, сегодня нас будет интересовать шестицилиндровый атмосферный дизель ЯМЗ 236, устанавливаемый на огромное количество дорожной и строительной техники, автомобили МАЗ, Урал, дизельные генераторы и на некоторые автобусы. Мотор был разработан 55 лет назад, но за неимением альтернативы продолжает пользоваться спросом. По современным меркам, даже для дизельного агрегата самой утилитарной строительной техники равных ему просто нет. В том смысле, что едва ли найдется в мире еще какой-то производитель, продающий рабочие музейные экспонаты. Тем не менее, 180 лошадиных сил, снятые с V-образного шестицилиндрового мотора объемом 11,2 литра, находят себе применение.

Видеоролик про двигатель ЯМЗ-236

Базовый мотор ЯМЗ 236 может комплектоваться множеством усовершенствований и навесных узлов:

  • механизмом отбора мощности;
  • механизмом гашения крутильных колебаний;
  • масляно-жидкостным радиатором,

и еще некоторыми устройствами, связанными с узкой специализацией определенной техники. Также есть модификация двигателя ЯМЗ 236 НЕ2 Турбо. На нем установлен турбонаддув и в результате этого мощность возросла до 230 сил. Цена двигателя, к слову, без КПП и сцепления составляет 460000 рублей.

Но какие бы навесные устройства ни ставили на этот дизель, обслуживание и регулировки просто неизбежны. Мотор прост как в настройках, так и в обслуживании, поскольку повредить его нужно еще уметь. Все же некоторые технологические процессы требуют пояснений, в частности, регулировка клапанного механизма.

Технические характеристики и устройство

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 236 с момента начала производства моторов особо не поменялись. Добавились только некоторые технические и конструктивные элементы, такие как турбонаддув, система питания или выпуска отработанных выхлопных газов.

Основная техническая характеристика ДВС 236 ЯМЗа.

Наименование Характеристика
Тип Дизель, турбированный дизель
Объем 11 литров (11 150 см куб)
Конфигурация, параметр V-образная
Количество цилиндров 6
Количество клапанов 12
Эконорма от Евро-0 до Евро-4
Диаметр цилиндра 130 мм
Степень сжатия 17,5
Охлаждение Жидкостное
Клапанный механизм OHV
Материал исполнения блока и головки Чугун
Ресурс 800 000 — 1 000 000 км пробега
Топливо Дизельное топливо
Порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6
Применяемость МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, танки серии Т, тракторы К, автобусы ЛАЗ, вездеход ЧЕТРА и другое

Модификации мотора

В разное время, существовали разные модификации двигателей изготовленных Ярославским моторным заводом. Итак, какие разновидности можно встретить на автомобилях:

  • ЯМЗ-236Г — 150 л.с. (110 кВт) при 1700 об/мин.
  • ЯМЗ-236ДК — 175 л.с. (129 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1400 об/мин.
  • ЯМЗ-236НД — 210 л.с. (154 кВт) при 1900 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин.
  • ЯМЗ-236Н — 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин.
  • ЯМЗ-236БК — 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1200 об/мин.
  • ЯМЗ-236Б — 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1300 об/мин.
  • ЯМЗ-236БЕ2 — 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1078 Н•м (110 кгс•м) при 1200 об/мин.
  • ЯМЗ-7601 — 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1275 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин.

Применяемость

Двигатели ЯМЗ 236 получили достаточно большую применяемость. Так, порядка двух десятков марок и более 40 моделей автомобилей, автобусов, военных машин и строительной техники по этот день оснащаются легендарными моторами.

Достаточно большую популярность получил УРАЛ-4320 с двигателем ЯМЗ 236. Кроме этой марки мотора существует также старший брат — ЯМЗ-238. Этот мотор намного мощнее, а поэтому устанавливается на тяжелую строительную технику, тягачи, и даже военные автомобили стратегического назначения.

Почему моторы ЯМЗ получили широкую распространенность? В отличие от западных аналогов, силовые агрегаты отечественного производства, достаточно просты в ремонте и не имеют большого количества электроники, что делает возможность ремонта в полевых условиях.

Также, моторы обладают необходимой мощностью, чтобы автомобиль мог потянуть груз даже в самых тяжелых условиях. Например, попавший песок и топливную систему не помеха, и он легко удаляется в двигателя.

Итак, рассмотрим, на каких транспортных средствах можно встретить силовой агрегат ЯМЗ-236:

  • Первые в очереди, конечно же, автомобили МАЗ. Движки можно встретить на таких моделях как: 500, 503, 504, 509, 516, 5335, 5549, 5551 и другие.
  • Второй по применяемость остается автомобиль КРАЗ: 255, 250, 257, 260 и 6322.
  • Также устанавливается на автомобили серии УРАЛ: 4320, УРАЛ 5323.
  • Также, применялся двигатель ЯМЗ-236 еще и на КАМАЗ. Так, оснащалась модель 5320 с 1976 года и 2000 год.

Регулировка клапанов ямз 236

Регулировка клапанов ямз 236 вызывает сложность только по одной причине. У этого двигателя нет фиксатора положения поршня в ВМТ. А поэтому необходимо искать данное положение в момент впрыска на первом цилиндре. Скажу сразу схемы регулировки, с проворотом коленвала за один оборот я сразу исключаю. Очень большая вероятность ошибки. И потом просто напросто приходится регулировать клапана повторно. Этод метод требует идеально точного положения поршня в ВМТ. Что на подобных моторах очень тяжело добиться.

Регулировка на двигателе ямз 236 имеет ряд особенностей, которые надо хорошо знать.

Во первых двигатель шестицилиндровый. Нужно знать порядок работы цилиндров. Он такой

порядок работы цилиндров ямз 236

1-4-2-5-3-6

Зная порядок работы необходимо найти положение поршня первого цилиндра в момент сжатия. Повторюсь что на этом двигателе нет фиксатора, а искать метки на переднем шкиву и маховике очень не удобно. Поэтому можно проще определится, по положению клапанов первого цилиндра.

Во вторых. Величина тепловых зазоров для впускных и выпускных клапанов одинаковая.

При регулировке всегда задаешься этими вопросами. Это как бы сказать основные моменты, в которых не нужно сомневаться. Если длительное время не регулировал клапана именно на этой модели.

С чего начать.

Двигатель должен быть холодным, потому что допустимые зазоры предусмотрены именно для холодного двигателя.

Необходимо снять крышку клапанов и определиться какие клапаны впускные, а какие выпускные. Это не сложно сделать, потому что выпускные клапаны расположены на против каналов выхлопного коллектора, а впускные соответственно напротив каналов впускного коллектора. Ещё можно сориентироваться по направлению двигателя. В правом ряду по ходу движения, выпускные клапаны расположены в сторону вентилятора охлаждения. А в левом ряду выпускные клапаны расположены в сторону маховика.

Регулировка клапанов ЯМЗ 236

Регулировку начинаем с первого цилиндра. Он расположен с правой стороны по ходу движения автомобиля. Теперь очень важно определить положение верхней мертвой точки (ВМТ) первого цилиндра в момент сжатия топливной смеси. В этом положении, впускной и выпускной клапаны ,должны быть закрыты.

Вращаем коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть в торец двигателя спереди) до тех пор пока впускной клапан полностью не закроется. То есть коромысло впускного клапана должно подняться вверх и при дальнейшем вращении быть неподвижным. Продолжаем вращать коленвал, пока не закроется выпускной клапан. Как только он закрылся прекращаем вращение. Это и будет положение поршня в ВМТ в момент сжатия.

Здесь очень важно не ошибиться, именно от этого положения будут регулироваться и остальные клапана. Лучше лишний раз себя проверить. В этом положении метки угла опережения зажигания будут находится близко от своего совмещения. Идеальный вариант если они совместятся, но в данном случае такая точность не нужна. Выпускной клапан закрылся и этого достаточно.

Для регулировки клапана первого цилиндра. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить между клапаном и коромыслом с небольшим усилием, а если использовать щуп толщиной 0,30 мм он должен испытывать сопротивление.

После регулировки клапанов первого цилиндра переходим на другую сторону и начинаем регулировку четвертого цилиндра. Продолжаем вращение коленвала в том же направлении. И повторюсь еще раз, дожидаемся когда закроется впускной клапан и при дальнейшем вращении закрывается выпускной клапан, в момент полного закрытия начинаем регулировку клапанов 4 цилиндра, затем в том же самом порядке производим последовательно регулировку 2, 5, 3, и 6 цилиндров.

Схема расположения цилиндров на двигателе

Повторюсь. Существует схема регулировки клапанов за один оборот коленвала. Потому что выставляешь коленвал в одном положении, регулируешь клапана согласно схеме. Затем проворачиваешь коленвал на один оборот и согласно схеме регулируешь оставшиеся клапана. Никогда этим не пользовался и не кому не советую. Очень большая вероятность ошибки в точности положения коленвала. В итоге времени и сил на регулировку клапанов затрачиваешь больше. Так как приходится всё переделывать

Очень важно своевременно производить регулировку. Увеличенные зазоры приведут к позднему открыванию и раннему закрыванию клапанов. Что скажется на мощностных характеристиках двигателя, а как следствие увеличится расход топлива. А отсутствие тепловых зазоров не позволит клапана полностью закрываться, в результате клапана прогорят. Регулировка клапанов ЯМЗ 236 не занимает слишком много времени, доступ к клапанам удобный, и особенно затягивать с ней нужно.

Обслуживание

Обслуживание двигателя ЯМЗ 236 проходит идентично, как и для всех идентичных дизельных моторов отечественного производства. Так, межсервисное обслуживание поводится каждые 15 000 км пробега для базовой версии, и для турбодизеля — каждые 20 000 км.

Процесс технического обслуживания немного отличается от рядовых бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:

  • Замена масла.
  • Регулировка клапанного механизма
  • Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, экофильтр для выхлопа.
  • Очистка форсунок.
  • Регулировки, связанные с топливным насосом высокого давления.
  • Другие операции направленные на техническое обслуживание силового агрегата.

Двигатель ЯМЗ 236БЕ2 – четырехтактный, 6-ти цилиндровый, имеет V-образное расположение цилиндров, рабочий объем 11.150см3, охлаждение жидкостное, непосредственный впрыск топлива, жидкостно-масляной теплообменник, механический регулятор частоты вращения, промежуточное охлаждение надувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленный на автомобиле, турбонаддув, соответствует экологическим стандартам по выбросу вредных веществ ЕЭК ООН№49-02В, №24-03-Евро-2, №96-01. Двигатель ЯМЗ 236БЕ2 может комплектоваться коробкой передач и сцеплением, имеет ресурс до капитального ремонта 800000 км.

Основные технические характеристики ЯМЗ-236БЕ2 и его модификаций

Характеристики Значение
Мощность, кВт (л.с.) 184 (250)
Частота вращения, об/мин 2000
Максимальный крутящий момент, Н.м(кгс.м) 1078 (110)
Частота при максимальном крутящем моменте об/мин 1100-1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч.) 197 (145)
Габаритные размеры, мм (длинна/ширина/высота) 2180/1045/1070
Масса, кг 985
Сцепление ЯМЗ-182
Коробка передач ЯМЗ-238ВМ7
ТНВД 135.5-10
Генератор 1322.3771

Двигатель ЯМЗ 236БЕ2 имеет следующие действующие модификации ЯМЗ 236БЕ2-2, -236БЕ2-6, -236БЕ2-11, -236БЕ2-14, -236БЕ2-16, -236БЕ2-19, -236БЕ2-21, -236БЕ2-22, -236БЕ2-23, -236БЕ2-24. Все эти двигатели имеют схожие технические характеристики с указанными в таблице для ЯМЗ 236БЕ2 и отличаются только габаритами, массой, иногда сцеплением, коробкой передач и генераторной моделью. Основные конструкционные же отличия рассмотрены ниже.

Двигатель ЯМЗ 236БЕ2 имеет некоторые примечательные конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ-236НЕ2 и имеет индивидуальные головки цилиндров.

ЯМЗ 236БЕ2-2 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236БЕ2-1, не имеет стартер, но есть установленный нижний кронштейн крепления, оборудован сцеплением ЯМЗ-182 и коробкой передач ЯМЗ-238ВМ7, имеет габариты 1275/1045,1070мм (д/ш/в) и массу 980кг, эксплуатируется на автомобилях МАЗ-522603, -630303, -543203, -543403, -551603 и поставляется в качестве запчастей.

ЯМЗ 236БЕ2-6 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-1, имеет герметичный стартер, генератор 6582.3701-03, муфту включения вентилятора, крыльчатку вентилятора диаметром 660 мм, масляный картер, установленный глубокой частью вперед, нет шкива коленчатого вала, не укомплектован сцеплением и коробкой передач, имеет габариты, равные 1300/1045/1140мм и массу 985кг, применяется на шасси МЗКТ-8022.

ЯМЗ 236БЕ2-11 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236БЕ2-2, укомплектован сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-238ВМ1 с торцевым отбором мощности, имеет габариты 1275/1045/1070мм и массу 980кг, используется на шасси МАЗ-533603-240, -630303-245, поставляется в запчасти.

ЯМЗ 236БЕ2-14 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-3, оборудован муфтой включения вентилятора, генератором 6582.3701-03, картером маховика, стартером, герметичным картером сцепления, жидкометаллическим теплоносителем комплектности МАЗа, сцеплением ЯМЗ-183-10, коробкой передач ЯМЗ-336-04, имеет габариты 1840/1045/1070мм и массу 1025кг. Эксплуатируется эта модификация на автомобилях Урал-430-41 с бродом 1,7м.

ЯМЗ 236БЕ2-16 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236БЕ2-1, располагает передней опорой (7511), указателем уровня масла, генератором 6582.3701-03, муфтой включения вентилятора, сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-2384, имеет габаритные размеры 2498/1045/1140мм и массой 1470кг, применяется на крановых шасси БЗТК-8027.

ЯМЗ 236БЕ2-19 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236БЕ2-6, укомплектован сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-238ВМ7, имеет массу 1385 кг и габариты 2180/1045/1140мм, используется на шасси МЗКТ-8022-020.

ЯМЗ 236БЕ2-21 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236БЕ2-11, укомплектован сцеплением ЯМЗ-182-10, коробкой передач ЯМЗ-2381-02 с ходоуменьшителем, имеет массу 1385кг и габариты 2180/1045/1070, устанавливается на шасси МАЗ-53363-240, -630303-245 и используется в качестве запчастей.

ЯМЗ 236БЕ2-22 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236БЕ2-2, укомплектован сцеплением ЯМЗ-182-10, коробкой передач ЯМЗ-2381-02 с ходоуменьшителем, имеет массу 1385кг и габариты 2180/1045/1070, устанавливается на бортовые автомобили, шасси, седельные тягачи, самосвалы МАЗ-533603, -630303, -543203, -543403, -551603 и их модификации.

ЯМЗ 236БЕ2-23 и ЯМЗ 236БЕ2-24 имеют одинаковые параметры и очень схожую конструкцию, применяются на автомобилях, шасси, самосвалах КрАЗ-6510, -65101, -65053, -65055.

Ремонт

Ремонт двигателя ЯМЗ 236 проводится достаточно стандартно для всей серии моторов выпущенных Ярославским моторным заводом. Так, поточные ремонтные работы проводятся непосредственно на автомобиле.

В зависимости от марки, модели и конструктивных особенностей транспортного средства, на котором установлен движок, даже капитальный ремонт, возможно, выполнить без снятия силового агрегата. Это притом условие, что не требуется расточка.

Зачастую, если идет восстановление или капитального ремонта, двигатель растачивают. Как показывает последняя практика, то большинство старых блоков цилиндров не подлежат расточке и хонинговке, а поэтому, они проходят процесс гильзовки. Головки блока достаточно живучие, что дает возможность перебирать их не часто, но при «капиталке» — это процедура обязательная.

Еще один элемент со скромным сроком жизни является масляный насос. Именно его, зачастую, меняют еще до проведения капитального восстановления силового агрегата. Наряду с этой деталью стоит водяной насос, который невыносливый, и как показывает практика, быстро выходит со строя. Но, здесь есть выход — установка ремкомплекта, который достаточно дешевый.

Технология регулировки теплового зазора ЯМЗ 236

Схема регулировки тепловых зазоров своими руками практически не отличается от схожей операции на других автомобилях. После проверки надежности затяжки болтов крепления оси, коленвал поворачивают по часовой стрелке до тех пор, пока впускной клапан 1 цилиндра не будет закрыт полностью. Затем нужно повернуть вал на треть оборота, и только после этого можно измерять и регулировать зазоры в первом цилиндре. Для установки зазора используют специальные щупы соответствующих размеров, а после регулировки первого цилиндра проводят регулировку в порядке работы, которую мы привели выше.

По окончании установки зазоров проверяют состояние прокладок клапанных крышек, двигатель запускают и тестируют его работу вначале на холостых оборотах, а после — под нагрузкой. Операция по регулировке проводится по необходимости или после ремонта или демонтажа головок блока цилиндров.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]