ДТ-54
Выпускался, гг.1949-1979
Экземпляры957900
Назначениеуниверсальный сельскохозяйственный
Тип движителягусеничный
Полная масса, т5,4
Расположение
Кабинасзади (закрытая, вентилируемая)
Двигательпереднее
Двигатель
Марка двигателяД-54
Мощность, л.с. (кВт)54 (39,7)
Трансмиссия
Тип трансмиссиимеханическая
Подвеска и управление
Тип подвескис балансирными каретками
Способ управления поворотомзатормаживанием одной из гусениц
Тормозабортовые, механические
Оборудование
Гидрооборудованиегидронасос, трехклапанный распределитель
Пневмооборудованиенет
Модельный ряд
Базовая модельСХТЗ-НАТИ
Последующая модельТ-75, Т-74, ДТ-75
Медиафайлы на Викискладе

ДТ-54
— массовый советский гусеничный сельскохозяйственный дизельный трактор общего назначения.

История[ | ]

В 1950 году за разработку конструкции и промышленное освоение сельскохозяйственного дизельного трактора ДТ-54 получили Сталинскую премию второй степени (100 000 рублей):

  • руководитель работы, главный инженер Сидельников, Михаил Степанович
    ,
  • бывший главный инженер Перовский, Николай Николаевич;
  • инженеры Саркисянц, Ерванд Арминокович и Тейтельбаум, Ханина Яковлевич,
  • бывший директор АТЗ имени М. И. Калинина, заместитель МАТП СССР Парфёнов, Пётр Павлович,
  • профессор, главный конструктор ХТЗ Зубарев, Николай Гордеевич,
  • главный инженер Каргополов, Виктор Алексеевич и
  • главный конструктор СТЗ Платонов, Алексей Кузьмич.

Трактор выпускался с 1949 по 1963 год Сталинградским тракторным заводом, с 1949 по 1961 Харьковским тракторным заводом, с 1952 по 1979 Алтайским тракторным заводом. Всего построено 957900 единиц[1].

Трактор предназначался для работы с 4- или 5-корпусным плугом и другими прицепными сх/машинами, в том числе с приводом от вала отбора мощности[2]. Диапазон тяговых усилий трактора составлял от 1000 до 2850 кг, диапазон рабочих скоростей от 3,59 до 7,9 км/ч, коробка передач имеет 5 передач вперёд и 1 заднюю. Четырёхцилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Д-54 в номинальном режиме (1300 об/мин) развивал мощность 54 л. с.[3]

На ДТ-54 даже тракторист средней квалификации осиливал 2 тысячи гектаров. Выносливость: до замены деталей поршневой группы она легко отхаживала 4000 моточасов. ДТ-54 были востребованы не только в сельском хозяйстве – они восстанавливали разрушенные города, строили новые дороги. Но особенно хорошо показали себя при освоении целинных и залежных земель в 50-х годах.

Технические характеристики

Предшественник ДТ-54 — трактор СХТЗ-НАТИ, работавший на керосиновом топливе. На Алтайском заводе они продолжали выпускаться до 1952 года, но в большинстве своём уступили место ДТ-54 на конвейерах и в полях уже в начале 1950-х.

Двигатель

На тракторах марки ДТ-54 установлен дизельный мотор, маркированный как Д-54, — четырёхтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) номинальной мощностью 54 лошадиных силы (39,72 кВт). Камеры сгорания — вихревого типа, материал цилиндрового блока — чугун.

Другие параметры двигателя:

Тип охлажденияжидкостное
Максимальный крутящий момент35 кГм
Сухая масса двигателя без радиатора1100 кг
Вместимость топливного бака185 л
Пусковой двигательтип ПД-10М
Объём силовой установки7,45 л
Количество цилиндров4
Диаметр цилиндра125 мм
Расположение цилиндроврядное
Полный ход поршня152 мм

Расход топлива

Номинальный расход составляет 205 г на одну лошадиную силу за час работы. Однако есть факторы, влияющие на расход дизельного топлива:

  • перегрузки;
  • частота переключения передач;
  • неисправность, снижение мощности двигателя.

Трансмиссия, рулевое и тормозное управление

Коробка передач ДТ-54 — механическая, предусматривающая 5 передних передач и 1 заднюю. Диапазон скоростей:

Максимальная вперёд7,9 км/ч
Минимальная вперёд3,59 км/ч
Назад (единственная)2,43 км/ч

Трактор был оснащён бортовыми механическими тормозами ленточного типа. Поворотное управление осуществлялось путём затормаживания одной из гусениц (раздельное управление), так что было возможно поворачивать машину буквально стоя на месте.

ДТ-54 имел двухдиапазонный ходоуменьшитель, позволявший увеличить производительность за счёт передвижения в замедленном темпе (например, для посева). Диапазон скоростей, таким образом, начинался с нескольких сот метров в час.

Ходовая часть

Ходовая часть трактора включает:

  • гусеницы;
  • ведущие и направляющие ролики для управления гусеницами;
  • опорные колёса;
  • подвеску с балансирными каретками.

На гусеничные цепи были установлены специальные накладки-предохранители, чтобы исключить износ из-за трения о картер коробки передач.

Гидравлика

Трактор был оборудован гидронасосом с трёхклапанным распределителем, тип гидравлической системы — раздельно-агрегатная для большей универсальности (облегчения применения навесного оборудования и прицепов).

Экспорт и выпуски за пределами СССР[ | ]

На вьетнамской валюте
Трактор закупали 36 стран мира.

В Китае тракторная летопись страны стартовала именно с этого трактора, ставшего первой массовой машиной, выпускавшейся в КНР. Китайцы, получив необходимую документацию на трактор, локализовали производство ДТ-54 у себя и даже перегнали СССР, выпустив свыше миллиона единиц.

Во Вьетнаме ДТ-54 эксплуатировался до 1980-х годов, часто устанавливался в качестве техпамятников во многих местах страны; изображен на купюре достоинством 5 донгов образца 1958 года.

Устройство

Конструкция СХТЗ-НАТИ при разработке новой машины была серьёзно переосмыслена и улучшена. Это позволило учесть недостатки предыдущей модели и максимально модернизировать конструкцию. По отзывам тех, кто работал на ДТ-54, он был самым тяговитым трактором среди своих современников.

Передовые решения

Главное отличие ДТ-54 — его силовая установка: на тот момент четырёхтактный дизельный двигатель был самым современным вариантом.

Габаритные размеры

Вот габаритные параметры ДТ-54:

Конструктивная масса5400 кг
Длина с прицепным агрегатом3660 мм
Ширина1865 мм
Высота2300 мм
Дорожный просвет в районе КПП (клиренс)260 мм
База (расстояние между осями крайних опорных катков)1622 мм
Колея (расстояние между серединами гусениц)1435 мм
Удельное давление на почву0,41 кгс/см²

Кабина

ДТ-54 обладает кабиной закрытого типа (правда, только с 1953 года). В ней есть места для двух рабочих, обитые мягким материалом, пульт управления и приборный щиток. Кабины были вентилируемыми, но люди, работавшие в полях в то время, в основном открывали двери. Тогда к сельскохозяйственному агрегату трудно было применить слово «комфорт»: не было ни герметичной обшивки, ни обогрева, а стенки кабины могли защитить от сильного ветра, но не от холода. Задняя стенка кабины вплотную прилегала к топливному баку (это порождало неудобства — иногда солярка заливалась прямо за спины трактористам).

Навесное оборудование

На ДТ-54 можно было установить:

  • фронтальную и центральную навеску (жатки, плужные отвалы, погрузочные механизмы, культиваторы);
  • боковую навеску (косилки, оборудование для прокладки каналов);
  • заднюю навеску (плуги, бороны, сеялки, культиваторы).

Техническая характеристика[ | ]

Техническая характеристика трактора ДТ-54[4].
Тип тракторагусеничный, общего назначения
Масса трактора (конструктивная), кг5400
Габаритные размеры, мм:
. длина с прицепным устройством3660
. ширина1865
. высота2300
Дорожный просвет, мм260
База (расстояние между осями крайних опорных катков), мм1622
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм1435
Удельное давление на почву, кгс/см20,41
Число передач:
. вперед5
. назад1
Диапазон скоростей, км/ч:
. вперед3,59 — 7,90
. назад2,43
Марка двигателяД-54
Тип двигателяБескомпрессорный, четырёхтактный дизельный двигатель с вихревыми камерами
Номинальная мощность при 1300 об/мин, л. с.54
Максимальный крутящий момент, кГм35
Масса двигателя (сухая, без радиатора), кг1100
Ёмкость топливного бака, л185
Пуск двигателяпусковой двигатель ПД-10М

Трактор ДТ 54

Сельское хозяйство Советского Союза не обходилось без тяжелой техники. Трактора всегда пользовались спросом в совхозах страны. Трактор ДТ 54 считается одним из самых востребованных в XX веке. Эта машина служила долгие годы, отличаясь надежностью и ремонтопригодностью.

Назначение

Эта модель применялась в основном для аграрной сферы. Основные направления использования:

  • уборка зерна и других культур;
  • вспашка;
  • посадка сельскохозяйственных культур;
  • планирование полей;
  • боронование;
  • культивация;
  • различные виды землеройных работ.

А также при применении разнообразных дополнительных устройств, трактор использовался в строительной сфере и легкой промышленности.

Легендарный трактор дт-54

Технические характеристики

Техника обладает следующими показателями:

  • габариты – 3,66х1,86х2,3 м;
  • удельное давление на поверхность – 0,41 кг/см2;
  • размер колеи – 1,435 м;
  • дорожный просвет – 0,26 м;
  • промежуток внутри осей крайних опорных катков – 1,62 м;
  • вес – 5,4 т.

Технические характеристики ДТ 54 обеспечивают длительную эксплуатацию при большой нагрузке.

Характеристики двигателя

При начале выпуска трактор оснащался мотором Д-54. Затем модель была усовершенствована до Д-54А, имеющая поршни из алюминиевого сплава и наименьшие значения угла опережения подачи топлива. Мотор представляет собой четырехтактный агрегат, работающий на дизельном топливе. Основные свойства:

  • частота вращения коленвала – 1300 об/мин;
  • наибольший крутящий момент – 35 кГм;
  • вес 1,1 т;
  • число опор крепления – 3 шт;
  • мощность 54 л.с.(39,7 кВт);
  • система охлаждения – водяная;
  • тип редуктора – двухступенчатый.

Для запуска мотора предусмотрен пусковый двигатель, работающий на бензине. Мощность его составляет 10 л.с.Для фильтрования масла предусмотрены фильтрующие элементы.

Ранние модели имели двойную фильтрацию – картонный фильтр и металлический ленточного вида.

На поздних моделях устанавливалась тройная система фильтрации: фильтрация в полостях шатунных шеек; центрифужное фильтрование в отводной ветви; металлический фильтр ленточного вида.

Воздух в двигатель трактора ДТ 54 поступал через воздухоочиститель. Очистка происходила в сухом уловителе пыли центробежного типа. Далее поступал в масляный пылеуловитель, потом на влажный сетчатый фильтр.

Расход топлива

Вместимость бака для топлива равняется 185 л. Топлива расходуется 205 г/л.с. в час.

Преимущества и недостатки

Модель обладает многими положительными качествами:

  • упрощенная конструкция;
  • ремонтопригодность;
  • надежность силового агрегата;
  • хорошие тяговые качества;
  • возможность длительной эксплуатации;
  • увеличенный топливный бак.

Среди недостатков трактора можно выделить:

  • некомфортность кабины;
  • трудное управление рычагами и муфтой сцепления;
  • при максимальной мощности возрастает расход топлива.

Наличие недостатков не сказывалось на популярности модели.

Отзывы

Многие отмечали, что трактор прост в управлении и обслуживании. Механизаторам того времени нравилось проходимость и возможности техники при обработке целинных и болотистых территорий.

Чем может комплектоваться

Трактор может работать при наличии навесного и прицепного оборудования:

  • плуг;
  • культивационное оборудование;
  • косилка;
  • бороны;
  • рассадочные установки;
  • насадка для посадки деревьев;
  • машина для полива сельскохозяйственных культур.

Это оборудование применялось в сельскохозяйственной отрасли. Еще к трактору можно было присоединить различные ножи, ковши, снегоуборщик.

Цена

Трактор перестали выпускать в конце 70-х годов. Поэтому приобрести новую модель в настоящее время не получится. При поиске в интернете можно найти эту модель по цене 70000-180000 рублей. По фото трактора ДТ 54 сложно оценить техническое состояние. Лучше всего осматривать технику лично, чтобы не прогадать с ценой.

Аналоги

Аналогичной техникой считается усовершенствованная модель ДТ 54А, имеющая такие же технические характеристики, что и ДТ 54. Но отличающаяся моделью двигателя и кабиной. ДТ 54 по праву считается раритетной техникой 50-70-х годов ХХ века.

Наличие широкой гусеничной ленты и возможности применения дополнительного оборудования позволяло широко использовать трактор в сельском хозяйстве.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Загрузка…

Источник: https://traktoramira.ru/traktora/gusenichnie-traktora/traktor-dt-54.html

Трактор ДТ-54 в кино[ | ]

  • На тракторе ДТ-54 обрабатывал поле актёр Леонид Харитонов, исполняя роль Ивана Бровкина на съёмках фильма «Иван Бровкин на целине». Съёмки проходили в совхозе «Комсомольский» Оренбургской области.
  • В фильме «Дело было в Пенькове» Матвей Морозов (актёр Вячеслав Тихонов) и Зефиров (актёр Юрий Медведев) на двух тракторах ДТ-54 устроили состязание «по перетягиванию каната», на спор «чей трактор сильнее».
  • Тракторы ДТ-54 присутствуют в фильме «Первый эшелон».
  • ДТ-54 присутствует в фильме «Ссора в Лукашах».
  • ДТ-54 присутствует в фильме «Чужая родня».
  • ДТ-54 показаны в фильме «Битва в пути», действие которого происходит на заводе, производящем эти тракторы.
  • Различные ДТ-54 присутствуют в фильме «Ход конём».
  • ДТ-54 присутствует в фильме «Калина красная»
  • ДТ-54 тонет в полынье в фильме «Территория» Александра Мельника
  • ДТ-54 присутствует в фильме «Первый парень».

Память[ | ]

Трактор ДТ-54 — памятник труженикам Хабаровского района (находится между сёлами Краснореченское и Рощино)
тракторы ДТ-54 и СТЗ-1 установлены в г. Ленинск Волгоградской области

Волгоградская область в хуторе Горский Урюпинского района установлен 1971 года выпуска на ходу ,подарил местный фермер

  • Трактор ДТ-54 производства Алтайского тракторного завода — экспонат коллекции сельскохозяйственной техники, находящейся на территории ГБПОУ «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум» (село Большое Болдино Нижегородской области).
  • В селе Победа Нововаршавского района Омской области в 1968 году на пьедестале установлен трактор ДТ-54. Памятник в честь покорителей целины и труда первоцелинников.
  • В городе Змеиногорске, Алтайского края известном на всю страну женской тракторной бригадой Варвары Бахолдиной установлен памятник первоцелинникам ДТ-54 Алтайского тракторного завода. Также в Змеиногорском районе имеется ещё один подобный памятник (на 2014 год), однако его состояние оставляет желать лучшего.
  • В селе Целинное Омской области в 1979 году установлен памятник первоцелинникам (трактор ДТ-54 на постаменте) в честь 25-летия освоения целины.
  • На постаменте рядом со стелой совхоза «Декабрист» Ершовского района Саратовской области установлен трактор ДТ-54[5].
  • В станице Григориполиская Новоалександровского района Ставропольского края — трактор, установленный в 1970-х годах на постаменте перед ПТУ.
  • В 1974 году трактор ДТ-54 был установлен на постаменте в селе Акмурун.
  • В селе Половинное Курганской области установлен на постаменте при въезде в село со стороны областного центра. На тракторе работала Герой Социалистического Труда Екатерина Ивановна Родионова.
  • В городе Чистополь (Татарстан) установлен на постаменте перед организацией «Сельхозтехника»
  • В посёлке Тамбовский Романовского района Алтайского края установлен на постаменте трактор ДТ-54 в честь первоцелинников из Тамбовской области
  • В поселке Октябрьский Кулундинского района Алтайского края на постаменте установлен ДТ-54 в рабочем состоянии.
  • Трактор ДТ-54 в качестве монумента покорителям целины установлен 18 октября 1969 года в поселке Борец в Хакасии.
  • Государственный банк Вьетнама поместил трактор ДТ-54 в центр аверса купюры достоинством 5 донгов образца 1958 года.
  • В г. Тавда Свердловской области, Россия. установлен на постаменте, по адресу ул. Кирова, 1.
  • В городе Зерноград, Ростовской области на территории Азово-Черноморской государственной аграрной академии.
  • В 1999 году в память о трудовых подвигах земляков-механизаторов 1940–1970 годов в д. Городок Лесного района Тверской области по инициативе и на средства предпринимателя Сергея Васильевича Кудрявцева открыт памятник «Трактор».[6]
  • В селе Толмачево, ЖК Пригородный простор, Новосибирского р-на, в честь работников совхоза «Пригородный», установлен в 2015 году.
  • В селе Асян Уфимского района Республики Башкортостан.
  • Установлен на постаменте возле деревни Русалевка,Чайковского района,Пермского края.
  • Установлен на постаменте на территории Тобольского многопрофильного техникума (отделение с. Вагай) в селе Вагай, Вагайского района, Тюменской области.
  • Установлен на постаменте на территории Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, крупнейшего высшего аграрного учебного заведения Приволжского федерального округа, расположенного в Нижнем Новгороде на проспекте Гагарина, д.97
  • Установлен на постаменте в селе Новичиха Новичихинского района Алтайского края.
  • Трактор ДТ-54 входит в состав экспозиции выставочного комплекса «Салют, Победа!», расположенного в городе Оренбург.
  • В селе Дедилово Киреевского района Тульской области рядом со зданием управления сельхозпредприятия Заря на постаменте на вечной стоянке стоит трактор ДТ-54
    .

Примечания[ | ]

  1. Отечественные сельскохозяйственные тракторы. История развития за 100 лет.//Коллектив авторов НАТИ, подмосковного филиала НАТИ и музея тракторной техники совместно со специалистами тракторных заводов. — М.:1996 г.
  2. Пахотные тракторы ДТ-54, ДТ-54А
  3. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 43. Топсель — Уженье. 1956. 672 стр., илл. и карты; 51 л. илл. и карт. (стр 93-101)
  4. Гусеничные тракторы ДТ-54(А), ДТ-55(А), ДТ-56, ДТ-57 и ГБ-58. Фотогалерея
  5. Совхоз Декабрист (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 24 октября 2020 года.
  6. Веселов В. И.
    Замоложские хроники. Прошлое и настоящее. — Лесное; Тверь, 2014. — С. 153.

История создания

Одной из инициатив В. И. Ленина, наряду с тотальной электрификацией, стала механизация аграрной промышленности. До расцвета индустрии сам Владимир Ильич не дожил, зато разработки пошли в гору: уже в 1922 году Коломенский завод (сейчас — завод имени В. В. Куйбышева) выпустил первый в СССР колёсный трактор «Коломенец-1». Он был разработан на основе американской модели «Могул» и работал на топливе из сырой нефти.

Колёсные трактора плохо подходили для сельского хозяйства, особенно с учётом сурового климата многих российских регионов. Требовалась гусеничная техника — только она может работать в поле без пробуксовок. Кроме того, колёса сильно уплотняют почву за счёт малой площади, а это отрицательно сказывается на урожайности.

Так в 1933 году появился, например, С-60 «Сталинец» — детище Челябинского завода.

После войны индустрия машиностроения пережила новый подъём, который был ознаменован созданием гусеничного трактора ДТ-54 в 1949 году. На протяжении всей «карьеры» ДТ-54 Харьковский (1949–1961), Сталинградский (1949–1963) и Алтайский (1952–1979) тракторные заводы выпустили 957000 — почти миллион! — таких тракторов.

ДТ-54 надолго стал символом труда промышленников в СССР. Он многократно появлялся в кино («Первый эшелон», «Чужая родня», «Калина красная») — многие из этих фильмов популярны и сейчас.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: