ДТ-54 | |
Выпускался, гг. | 1949-1979 |
Экземпляры | 957900 |
Назначение | универсальный сельскохозяйственный |
Тип движителя | гусеничный |
Полная масса, т | 5,4 |
Расположение | |
Кабина | сзади (закрытая, вентилируемая) |
Двигатель | переднее |
Двигатель | |
Марка двигателя | Д-54 |
Мощность, л.с. (кВт) | 54 (39,7) |
Трансмиссия | |
Тип трансмиссии | механическая |
Подвеска и управление | |
Тип подвески | с балансирными каретками |
Способ управления поворотом | затормаживанием одной из гусениц |
Тормоза | бортовые, механические |
Оборудование | |
Гидрооборудование | гидронасос, трехклапанный распределитель |
Пневмооборудование | нет |
Модельный ряд | |
Базовая модель | СХТЗ-НАТИ |
Последующая модель | Т-75, Т-74, ДТ-75 |
Медиафайлы на Викискладе |
ДТ-54
— массовый советский гусеничный сельскохозяйственный дизельный трактор общего назначения.
История[ | ]
В 1950 году за разработку конструкции и промышленное освоение сельскохозяйственного дизельного трактора ДТ-54 получили Сталинскую премию второй степени (100 000 рублей):
- руководитель работы, главный инженер Сидельников, Михаил Степанович
, - бывший главный инженер Перовский, Николай Николаевич;
- инженеры Саркисянц, Ерванд Арминокович и Тейтельбаум, Ханина Яковлевич,
- бывший директор АТЗ имени М. И. Калинина, заместитель МАТП СССР Парфёнов, Пётр Павлович,
- профессор, главный конструктор ХТЗ Зубарев, Николай Гордеевич,
- главный инженер Каргополов, Виктор Алексеевич и
- главный конструктор СТЗ Платонов, Алексей Кузьмич.
Трактор выпускался с 1949 по 1963 год Сталинградским тракторным заводом, с 1949 по 1961 Харьковским тракторным заводом, с 1952 по 1979 Алтайским тракторным заводом. Всего построено 957900 единиц[1].
Трактор предназначался для работы с 4- или 5-корпусным плугом и другими прицепными сх/машинами, в том числе с приводом от вала отбора мощности[2]. Диапазон тяговых усилий трактора составлял от 1000 до 2850 кг, диапазон рабочих скоростей от 3,59 до 7,9 км/ч, коробка передач имеет 5 передач вперёд и 1 заднюю. Четырёхцилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Д-54 в номинальном режиме (1300 об/мин) развивал мощность 54 л. с.[3]
На ДТ-54 даже тракторист средней квалификации осиливал 2 тысячи гектаров. Выносливость: до замены деталей поршневой группы она легко отхаживала 4000 моточасов. ДТ-54 были востребованы не только в сельском хозяйстве – они восстанавливали разрушенные города, строили новые дороги. Но особенно хорошо показали себя при освоении целинных и залежных земель в 50-х годах.
Технические характеристики
Предшественник ДТ-54 — трактор СХТЗ-НАТИ, работавший на керосиновом топливе. На Алтайском заводе они продолжали выпускаться до 1952 года, но в большинстве своём уступили место ДТ-54 на конвейерах и в полях уже в начале 1950-х.
Двигатель
На тракторах марки ДТ-54 установлен дизельный мотор, маркированный как Д-54, — четырёхтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) номинальной мощностью 54 лошадиных силы (39,72 кВт). Камеры сгорания — вихревого типа, материал цилиндрового блока — чугун.
Другие параметры двигателя:
Тип охлаждения | жидкостное |
Максимальный крутящий момент | 35 кГм |
Сухая масса двигателя без радиатора | 1100 кг |
Вместимость топливного бака | 185 л |
Пусковой двигатель | тип ПД-10М |
Объём силовой установки | 7,45 л |
Количество цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндра | 125 мм |
Расположение цилиндров | рядное |
Полный ход поршня | 152 мм |
Расход топлива
Номинальный расход составляет 205 г на одну лошадиную силу за час работы. Однако есть факторы, влияющие на расход дизельного топлива:
- перегрузки;
- частота переключения передач;
- неисправность, снижение мощности двигателя.
Трансмиссия, рулевое и тормозное управление
Коробка передач ДТ-54 — механическая, предусматривающая 5 передних передач и 1 заднюю. Диапазон скоростей:
Максимальная вперёд | 7,9 км/ч |
Минимальная вперёд | 3,59 км/ч |
Назад (единственная) | 2,43 км/ч |
Трактор был оснащён бортовыми механическими тормозами ленточного типа. Поворотное управление осуществлялось путём затормаживания одной из гусениц (раздельное управление), так что было возможно поворачивать машину буквально стоя на месте.
ДТ-54 имел двухдиапазонный ходоуменьшитель, позволявший увеличить производительность за счёт передвижения в замедленном темпе (например, для посева). Диапазон скоростей, таким образом, начинался с нескольких сот метров в час.
Ходовая часть
Ходовая часть трактора включает:
- гусеницы;
- ведущие и направляющие ролики для управления гусеницами;
- опорные колёса;
- подвеску с балансирными каретками.
На гусеничные цепи были установлены специальные накладки-предохранители, чтобы исключить износ из-за трения о картер коробки передач.
Гидравлика
Трактор был оборудован гидронасосом с трёхклапанным распределителем, тип гидравлической системы — раздельно-агрегатная для большей универсальности (облегчения применения навесного оборудования и прицепов).
Экспорт и выпуски за пределами СССР[ | ]
На вьетнамской валюте
Трактор закупали 36 стран мира.
В Китае тракторная летопись страны стартовала именно с этого трактора, ставшего первой массовой машиной, выпускавшейся в КНР. Китайцы, получив необходимую документацию на трактор, локализовали производство ДТ-54 у себя и даже перегнали СССР, выпустив свыше миллиона единиц.
Во Вьетнаме ДТ-54 эксплуатировался до 1980-х годов, часто устанавливался в качестве техпамятников во многих местах страны; изображен на купюре достоинством 5 донгов образца 1958 года.
Устройство
Конструкция СХТЗ-НАТИ при разработке новой машины была серьёзно переосмыслена и улучшена. Это позволило учесть недостатки предыдущей модели и максимально модернизировать конструкцию. По отзывам тех, кто работал на ДТ-54, он был самым тяговитым трактором среди своих современников.
Передовые решения
Главное отличие ДТ-54 — его силовая установка: на тот момент четырёхтактный дизельный двигатель был самым современным вариантом.
Габаритные размеры
Вот габаритные параметры ДТ-54:
Конструктивная масса | 5400 кг |
Длина с прицепным агрегатом | 3660 мм |
Ширина | 1865 мм |
Высота | 2300 мм |
Дорожный просвет в районе КПП (клиренс) | 260 мм |
База (расстояние между осями крайних опорных катков) | 1622 мм |
Колея (расстояние между серединами гусениц) | 1435 мм |
Удельное давление на почву | 0,41 кгс/см² |
Кабина
ДТ-54 обладает кабиной закрытого типа (правда, только с 1953 года). В ней есть места для двух рабочих, обитые мягким материалом, пульт управления и приборный щиток. Кабины были вентилируемыми, но люди, работавшие в полях в то время, в основном открывали двери. Тогда к сельскохозяйственному агрегату трудно было применить слово «комфорт»: не было ни герметичной обшивки, ни обогрева, а стенки кабины могли защитить от сильного ветра, но не от холода. Задняя стенка кабины вплотную прилегала к топливному баку (это порождало неудобства — иногда солярка заливалась прямо за спины трактористам).
Навесное оборудование
На ДТ-54 можно было установить:
- фронтальную и центральную навеску (жатки, плужные отвалы, погрузочные механизмы, культиваторы);
- боковую навеску (косилки, оборудование для прокладки каналов);
- заднюю навеску (плуги, бороны, сеялки, культиваторы).
Техническая характеристика[ | ]
Техническая характеристика трактора ДТ-54[4]. | |
Тип трактора | гусеничный, общего назначения |
Масса трактора (конструктивная), кг | 5400 |
Габаритные размеры, мм: | |
. длина с прицепным устройством | 3660 |
. ширина | 1865 |
. высота | 2300 |
Дорожный просвет, мм | 260 |
База (расстояние между осями крайних опорных катков), мм | 1622 |
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм | 1435 |
Удельное давление на почву, кгс/см2 | 0,41 |
Число передач: | |
. вперед | 5 |
. назад | 1 |
Диапазон скоростей, км/ч: | |
. вперед | 3,59 — 7,90 |
. назад | 2,43 |
Марка двигателя | Д-54 |
Тип двигателя | Бескомпрессорный, четырёхтактный дизельный двигатель с вихревыми камерами |
Номинальная мощность при 1300 об/мин, л. с. | 54 |
Максимальный крутящий момент, кГм | 35 |
Масса двигателя (сухая, без радиатора), кг | 1100 |
Ёмкость топливного бака, л | 185 |
Пуск двигателя | пусковой двигатель ПД-10М |
Трактор ДТ 54
Сельское хозяйство Советского Союза не обходилось без тяжелой техники. Трактора всегда пользовались спросом в совхозах страны. Трактор ДТ 54 считается одним из самых востребованных в XX веке. Эта машина служила долгие годы, отличаясь надежностью и ремонтопригодностью.
Назначение
Эта модель применялась в основном для аграрной сферы. Основные направления использования:
- уборка зерна и других культур;
- вспашка;
- посадка сельскохозяйственных культур;
- планирование полей;
- боронование;
- культивация;
- различные виды землеройных работ.
А также при применении разнообразных дополнительных устройств, трактор использовался в строительной сфере и легкой промышленности.
Легендарный трактор дт-54
Технические характеристики
Техника обладает следующими показателями:
- габариты – 3,66х1,86х2,3 м;
- удельное давление на поверхность – 0,41 кг/см2;
- размер колеи – 1,435 м;
- дорожный просвет – 0,26 м;
- промежуток внутри осей крайних опорных катков – 1,62 м;
- вес – 5,4 т.
Технические характеристики ДТ 54 обеспечивают длительную эксплуатацию при большой нагрузке.
Характеристики двигателя
При начале выпуска трактор оснащался мотором Д-54. Затем модель была усовершенствована до Д-54А, имеющая поршни из алюминиевого сплава и наименьшие значения угла опережения подачи топлива. Мотор представляет собой четырехтактный агрегат, работающий на дизельном топливе. Основные свойства:
- частота вращения коленвала – 1300 об/мин;
- наибольший крутящий момент – 35 кГм;
- вес 1,1 т;
- число опор крепления – 3 шт;
- мощность 54 л.с.(39,7 кВт);
- система охлаждения – водяная;
- тип редуктора – двухступенчатый.
Для запуска мотора предусмотрен пусковый двигатель, работающий на бензине. Мощность его составляет 10 л.с.Для фильтрования масла предусмотрены фильтрующие элементы.
Ранние модели имели двойную фильтрацию – картонный фильтр и металлический ленточного вида.
На поздних моделях устанавливалась тройная система фильтрации: фильтрация в полостях шатунных шеек; центрифужное фильтрование в отводной ветви; металлический фильтр ленточного вида.
Воздух в двигатель трактора ДТ 54 поступал через воздухоочиститель. Очистка происходила в сухом уловителе пыли центробежного типа. Далее поступал в масляный пылеуловитель, потом на влажный сетчатый фильтр.
Расход топлива
Вместимость бака для топлива равняется 185 л. Топлива расходуется 205 г/л.с. в час.
Преимущества и недостатки
Модель обладает многими положительными качествами:
- упрощенная конструкция;
- ремонтопригодность;
- надежность силового агрегата;
- хорошие тяговые качества;
- возможность длительной эксплуатации;
- увеличенный топливный бак.
Среди недостатков трактора можно выделить:
- некомфортность кабины;
- трудное управление рычагами и муфтой сцепления;
- при максимальной мощности возрастает расход топлива.
Наличие недостатков не сказывалось на популярности модели.
Отзывы
Многие отмечали, что трактор прост в управлении и обслуживании. Механизаторам того времени нравилось проходимость и возможности техники при обработке целинных и болотистых территорий.
Чем может комплектоваться
Трактор может работать при наличии навесного и прицепного оборудования:
- плуг;
- культивационное оборудование;
- косилка;
- бороны;
- рассадочные установки;
- насадка для посадки деревьев;
- машина для полива сельскохозяйственных культур.
Это оборудование применялось в сельскохозяйственной отрасли. Еще к трактору можно было присоединить различные ножи, ковши, снегоуборщик.
Цена
Трактор перестали выпускать в конце 70-х годов. Поэтому приобрести новую модель в настоящее время не получится. При поиске в интернете можно найти эту модель по цене 70000-180000 рублей. По фото трактора ДТ 54 сложно оценить техническое состояние. Лучше всего осматривать технику лично, чтобы не прогадать с ценой.
Аналоги
Аналогичной техникой считается усовершенствованная модель ДТ 54А, имеющая такие же технические характеристики, что и ДТ 54. Но отличающаяся моделью двигателя и кабиной. ДТ 54 по праву считается раритетной техникой 50-70-х годов ХХ века.
Наличие широкой гусеничной ленты и возможности применения дополнительного оборудования позволяло широко использовать трактор в сельском хозяйстве.
, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Загрузка…
Источник: https://traktoramira.ru/traktora/gusenichnie-traktora/traktor-dt-54.html
Трактор ДТ-54 в кино[ | ]
- На тракторе ДТ-54 обрабатывал поле актёр Леонид Харитонов, исполняя роль Ивана Бровкина на съёмках фильма «Иван Бровкин на целине». Съёмки проходили в совхозе «Комсомольский» Оренбургской области.
- В фильме «Дело было в Пенькове» Матвей Морозов (актёр Вячеслав Тихонов) и Зефиров (актёр Юрий Медведев) на двух тракторах ДТ-54 устроили состязание «по перетягиванию каната», на спор «чей трактор сильнее».
- Тракторы ДТ-54 присутствуют в фильме «Первый эшелон».
- ДТ-54 присутствует в фильме «Ссора в Лукашах».
- ДТ-54 присутствует в фильме «Чужая родня».
- ДТ-54 показаны в фильме «Битва в пути», действие которого происходит на заводе, производящем эти тракторы.
- Различные ДТ-54 присутствуют в фильме «Ход конём».
- ДТ-54 присутствует в фильме «Калина красная»
- ДТ-54 тонет в полынье в фильме «Территория» Александра Мельника
- ДТ-54 присутствует в фильме «Первый парень».
Память[ | ]
Трактор ДТ-54 — памятник труженикам Хабаровского района (находится между сёлами Краснореченское и Рощино)
тракторы ДТ-54 и СТЗ-1 установлены в г. Ленинск Волгоградской области
Волгоградская область в хуторе Горский Урюпинского района установлен 1971 года выпуска на ходу ,подарил местный фермер
- Трактор ДТ-54 производства Алтайского тракторного завода — экспонат коллекции сельскохозяйственной техники, находящейся на территории ГБПОУ «Большеболдинский сельскохозяйственный техникум» (село Большое Болдино Нижегородской области).
- В селе Победа Нововаршавского района Омской области в 1968 году на пьедестале установлен трактор ДТ-54. Памятник в честь покорителей целины и труда первоцелинников.
- В городе Змеиногорске, Алтайского края известном на всю страну женской тракторной бригадой Варвары Бахолдиной установлен памятник первоцелинникам ДТ-54 Алтайского тракторного завода. Также в Змеиногорском районе имеется ещё один подобный памятник (на 2014 год), однако его состояние оставляет желать лучшего.
- В селе Целинное Омской области в 1979 году установлен памятник первоцелинникам (трактор ДТ-54 на постаменте) в честь 25-летия освоения целины.
- На постаменте рядом со стелой совхоза «Декабрист» Ершовского района Саратовской области установлен трактор ДТ-54[5].
- В станице Григориполиская Новоалександровского района Ставропольского края — трактор, установленный в 1970-х годах на постаменте перед ПТУ.
- В 1974 году трактор ДТ-54 был установлен на постаменте в селе Акмурун.
- В селе Половинное Курганской области установлен на постаменте при въезде в село со стороны областного центра. На тракторе работала Герой Социалистического Труда Екатерина Ивановна Родионова.
- В городе Чистополь (Татарстан) установлен на постаменте перед организацией «Сельхозтехника»
- В посёлке Тамбовский Романовского района Алтайского края установлен на постаменте трактор ДТ-54 в честь первоцелинников из Тамбовской области
- В поселке Октябрьский Кулундинского района Алтайского края на постаменте установлен ДТ-54 в рабочем состоянии.
- Трактор ДТ-54 в качестве монумента покорителям целины установлен 18 октября 1969 года в поселке Борец в Хакасии.
- Государственный банк Вьетнама поместил трактор ДТ-54 в центр аверса купюры достоинством 5 донгов образца 1958 года.
- В г. Тавда Свердловской области, Россия. установлен на постаменте, по адресу ул. Кирова, 1.
- В городе Зерноград, Ростовской области на территории Азово-Черноморской государственной аграрной академии.
- В 1999 году в память о трудовых подвигах земляков-механизаторов 1940–1970 годов в д. Городок Лесного района Тверской области по инициативе и на средства предпринимателя Сергея Васильевича Кудрявцева открыт памятник «Трактор».[6]
- В селе Толмачево, ЖК Пригородный простор, Новосибирского р-на, в честь работников совхоза «Пригородный», установлен в 2015 году.
- В селе Асян Уфимского района Республики Башкортостан.
- Установлен на постаменте возле деревни Русалевка,Чайковского района,Пермского края.
- Установлен на постаменте на территории Тобольского многопрофильного техникума (отделение с. Вагай) в селе Вагай, Вагайского района, Тюменской области.
- Установлен на постаменте на территории Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, крупнейшего высшего аграрного учебного заведения Приволжского федерального округа, расположенного в Нижнем Новгороде на проспекте Гагарина, д.97
- Установлен на постаменте в селе Новичиха Новичихинского района Алтайского края.
- Трактор ДТ-54 входит в состав экспозиции выставочного комплекса «Салют, Победа!», расположенного в городе Оренбург.
- В селе Дедилово Киреевского района Тульской области рядом со зданием управления сельхозпредприятия Заря на постаменте на вечной стоянке стоит трактор ДТ-54
.
Примечания[ | ]
- Отечественные сельскохозяйственные тракторы. История развития за 100 лет.//Коллектив авторов НАТИ, подмосковного филиала НАТИ и музея тракторной техники совместно со специалистами тракторных заводов. — М.:1996 г.
- Пахотные тракторы ДТ-54, ДТ-54А
- Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 43. Топсель — Уженье. 1956. 672 стр., илл. и карты; 51 л. илл. и карт. (стр 93-101)
- Гусеничные тракторы ДТ-54(А), ДТ-55(А), ДТ-56, ДТ-57 и ГБ-58. Фотогалерея
- Совхоз Декабрист (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 20 февраля 2012. Архивировано 24 октября 2020 года. - Веселов В. И.
Замоложские хроники. Прошлое и настоящее. — Лесное; Тверь, 2014. — С. 153.
История создания
Одной из инициатив В. И. Ленина, наряду с тотальной электрификацией, стала механизация аграрной промышленности. До расцвета индустрии сам Владимир Ильич не дожил, зато разработки пошли в гору: уже в 1922 году Коломенский завод (сейчас — завод имени В. В. Куйбышева) выпустил первый в СССР колёсный трактор «Коломенец-1». Он был разработан на основе американской модели «Могул» и работал на топливе из сырой нефти.
Колёсные трактора плохо подходили для сельского хозяйства, особенно с учётом сурового климата многих российских регионов. Требовалась гусеничная техника — только она может работать в поле без пробуксовок. Кроме того, колёса сильно уплотняют почву за счёт малой площади, а это отрицательно сказывается на урожайности.
Так в 1933 году появился, например, С-60 «Сталинец» — детище Челябинского завода.
После войны индустрия машиностроения пережила новый подъём, который был ознаменован созданием гусеничного трактора ДТ-54 в 1949 году. На протяжении всей «карьеры» ДТ-54 Харьковский (1949–1961), Сталинградский (1949–1963) и Алтайский (1952–1979) тракторные заводы выпустили 957000 — почти миллион! — таких тракторов.
ДТ-54 надолго стал символом труда промышленников в СССР. Он многократно появлялся в кино («Первый эшелон», «Чужая родня», «Калина красная») — многие из этих фильмов популярны и сейчас.