Особенности изготовления редуктора для мотоблока своими руками
Может показаться, что редуктор для мотоблока — это сложное техническое устройство и изготовить его возможно лишь в заводских условиях. Однако, у многих наших фермеров есть самодельные редукторы на мотоблок. Важнейшей частью агрегата является привод. Когда есть необходимость купить редуктор, нужно знать, что дальнейшая его работа и даже функциональность зависит от качества именно этого узла. Редуктор передаёт, соответствующим образом преобразовывает крутящий момент, проводниками для которого являются механические передачи. Смастерить устройство можно буквально из бросовых вещей, просто нужно понимать принцип работы конструкции.
Мотоблоки «Салют-ХондаGC-190» и «Салют-ХондаGX-200»
Как следует из названия, на машинах установлены силовые агрегаты Honda из Японии мощностью 5 и 6,5 л.с. соответственно. Хонды GC-190 и GX-200 — обновленные модификации из товарного ряда Хонд. «Салют-Хонда GX-200» имеет расширенную заводскую комплектацию, которая включает в себя 6 фрез, позволяющих как пахать, так и культивировать почву наряду с сотыми моделями. В заводскую комплектацию других машин входят, как правило, 4 фрезы. «Хонда GC-190» за счет более слабого двигателя обладает большей экономичностью и легче своих аналогов. К основным отличительным достоинствам этого ряда следует отнести двигатель мотоблока. Имеющий японский характер, он отличается надежностью, экономичностью и плавностью работы. Шум и вибрация от силового агрегата минимальна. Японский ряд имеет расширенную до 900 мм полосу культивации, стоимость варьируется от 40000 рублей.
Перечисленные модификации далеко не исчерпывают все разнообразие модельного ряда. На машины различных серий могут устанавливаться различные силовые агрегаты, пятая и сотая серии оснащаются японскими двигателями, имеются варианты с семисильными китайскими двигателями Hwasdan. Такое обилие моделей удовлетворит самый взыскательный вкус и позволит выбрать мотоблок, полностью отвечающий любым потребностям.
Типы редукторов
Существуют устройства червячные и цепные. Отличия между ними небольшие, но достаточно важные. Заключается разница в характеристиках, присущих двум разным типам: КПД; угловая скорость; количество передач; количество валов и отношение между передачами.
На относительно дешёвых мотоблоках нередко устанавливаются неразборные редукторы упрощённой сборки. Срок службы в этом случае значительно сокращается и исключаются дополнительные возможности:
Говорит это о низком качестве материала изготовления редуктора, о том, что большинство деталей не будут гильзованными. Схема даст представление о принципе его работы и сроках эксплуатации.
На дорогостоящих мотоблоках установлены редукторы более сложные по конструкции и допускающие дальнейшую сборку-разборку. Техническое обслуживание вполне можно провести, исправив все недочёты в работе устройства.
Ремонт осуществляется с целью продолжения срока эксплуатации. Неисправные детали рекомендуется заменить более дорогими. Продлить срок эксплуатации позволит и своевременная смазка.
В большинстве случаев редуктор преобразовывает скорости, то есть угловая скорость быстро и качественно трансформируется в низкую. На входном валу будет высокая угловая скорость, на выходном — уже низкая.
Для предотвращения непредвиденных поломок, требуется регулярное качественное техническое обслуживание. При ступенчатом изменении скорости редуктор называют коробкой передач. Когда не используется ступенчатая система, устройство зовётся вариатором.
Самодельный угловой редуктор для мотоблока
Конструкция редуктора не особо замысловатая, и его вполне можно собрать самостоятельно. Сначала выполняется расчёт мощности номинальной: (Pn);Pn=Ре (л.с.)х FS, что позволит правильно определить угол конической шестерни.
По тому же принципу подсчитывается число возможных оборотов в минуту и расчёт крутящего момента. Сделанное своими руками устройство, нуждается в определении условий работы, среди которых радиальная или осевая нагрузка валов на их концах. Работа оптимальна при правильном подборе температуры и смазки.
Сборка выполняется после этих вышеперечисленных действий. Можно взять заводской корпус. Его диаметр подскажет, каким должен быть корпус у подшипников для вала. Поможет здесь сверло хорошего качества и штангенциркуль. Далее, берётся два подшипника под вал.
Стальной фланец устанавливается на фронтальной части. Внутри располагаются фланцевый подшипник и шайба. Фланец крепится к генератору винтами. Стальная шпонка с ведущей шестерней и ведомым валом-шестерней выбираются заранее.
К роторному генератору присоединяются узлы, соединяющиеся с передаточным механизмом. На нём имеется шкив, который обеспечивает клиноременную передачу. Он закрепляется на ведомый вал гайкой с пружинной шайбой.
Основные элементы редуктора
В автомобилестроении угловые редукторы используются часто, ведь эти агрегаты обеспечивают эффективную работу. Угловой редуктор обеспечивает стыковку трансмиссии с двигателем. Можно доработать уже готовое изделие. Среди основных элементов редуктора такие:
- Фланец.
- Корпус генератора.
- Шкив с клиноременной передачей.
- Крепление шкива.
- Стальная шайба.
- Роторный вал.
- Стальная шпонка.
- Фланцевый подшипник.
- Крепление фланца.
В шестерёночном устройстве разобраться довольно просто, взглянув на его трансмиссию, являющуюся передатчиком между колёсами и мотором. Направление меняется в мотоблоке. Трансмиссией называется коробка передач со сцеплением. Она часто применяется в тяжёлых мотоблоках.
Основные элементы конструкции мотоблока
- Станина или рама. На ней крепится мотор, система передачи на колёса, тяговое устройство для навесного оборудования и подвеска.
- Силовой агрегат. Мощность — 5−10 л. с. Используются двигатели от мотоциклов, мопедов, компрессоров и бензопил.
- Подвеска. Обычно примитивная: из самодельных колёс или готовых колёс от сельхозтехники. Иногда используются мотоциклетные и автомобильные колёса. Бывает портальной или осевой.
- Редуктор для мотоблока. Служит для снижения оборотов приводного вала с одновременным линейным повышением крутящего момента. В качестве редуктора довольно часто используется коробка передач от мотороллера или автомобиля.
Самодельное устройство не требует сопряжения с двигателем, потому что расчёт производится под конкретные задачи, и нет ограничения из-за готового технического решения.
Изготовление и сборка картофелекопалки
На просторах интернета можно найти готовые или создать самостоятельно чертежи для сборки устройства. Основные детали следующие: основа (рама) для крепления деталей, плуг для подкопа грунта, навесная система, регулируемая тяга, грунтовые зацепы или другие подходящие колеса. Грунтозацепы, кстати, также можно изготовить вручную. Процесс сборки картофелекопателя начинают с изготовления деталей, и проходит он в несколько этапов:
- Сварка рамы. Изготавливается из швеллера № 8 и металлического уголка, итоговая длина основы должна составлять примерно 1 м 20 см.
- Затем привариваются еще два швеллера: первый – через одну треть от начала рамы, второй – на расстоянии около одной шестой от края, который будет располагаться спереди. На них будет устанавливаться регулировочная тяга механизма.
- По бокам, на обеих сторонах привариваются металлические стойки, расстояние между ними должно быть около 10 см – они послужат креплениями для будущей решетки.
- К крайним стойкам следует присоединить оставшийся швеллер, должно получиться два треугольника, на которые в последующем будет крепиться плуг.
- Далее из металлического листа вырезается полоска необходимой длины шириной около 3 см, ее приваривают сначала к одному из треугольников. После полного остывания, полосу загибают кувалдой и приваривают ко второму треугольнику.
- Лемех можно сделать из металлической пластины, куска трубы или старого плуга. Крепится он на кожух элеватора с помощью 4 болтов, гайки прочно закручиваются.
- Арматуру делят на прутья необходимой длины. Одной стороной их приваривают к металлической пластине, расстояние между ними должно быть около 5 см. По бокам можно присоединить дополнительные прутья или пластины, чтобы клубни не падали в разные стороны. Вторая часть прутьев крепится к пластине или трубе, которую следует прикрепить с помощью шарниров, для свободного движения.
- Затем устанавливается редукционный узел. Он позволит менять угол наклона элеватора и плуга по необходимости.
- Колеса крепятся на соединяющий мост техники.
- Крепление картофелекопалки к мотоблоку аналогично креплениям другого навесного оборудования.
На какой бы модели садовод ни остановил свой выбор, однозначно одно – современная техника позволяет значительно облегчить труд земледельца и сэкономить массу времени.
Процесс изготовления редуктора
Сначала рассчитываются параметры силовой установки. Число оборотов коленчатого вала можно найти в технических характеристиках.
Это первая величина, требующаяся для выполнения расчета. Значение — непостоянное, с добавлением «газа» число оборотов возрастает. Базовая величина: холостые обороты +10%.
Далее, производится расчёт оборотов осей подвески. Зная размеры колес, удастся вычислить величину выбега за оборот. Высчитывается число оборотов оси для обеспечения комфортной скорости — 3−5 км/ч, что является второй величиной для проектирования.
К примеру, обороты холостого хода +10% — это 600 об./мин. Требуемые обороты оси колеса для 3 км/ч — это 200 об./мин. Так, передаточное отношение должно быть 3:1. Скорость вращения оси уменьшается втрое по отношению к скорости вала двигателя, и крутящий момент увеличивается, соответственно в три раза. Типы редукторов:
- Шестерёнчатые — используют соотношение числа зубьев ведомой и ведущей шестерен. Работает устройство по принципу — пар в коробке передач. Неважно, какую форму имеют шестерни, — зубья могут быть прямыми или косыми. Коническая шестерня используется, когда для мотоблока нужен угловой редуктор. Зависит всё от расположения мотора. Если между валом мотора и колёсами обеспечена соосность, угол не требуется.
- Червячный привод нужен для создания большого передаточного числа, когда есть большая разница между оборотами ведущей оси и двигателя. Эта конструкция сложнее в изготовлении и обслуживании. Решение оптимальное, если вал мотора перпендикулярен оси колёс.
- Цепные редукторы работают по принципу велосипеда, но наоборот. Ведущей является звёздочка меньшего размера. Надёжность конструкции определяет качество металла шестерен и прочность цепи. Простой комплект от велосипеда нагрузки может не выдержать, поэтому используются более прочные — мотоциклетные.
- Ременные устройства в изготовлении наиболее простые. Они же являются самыми ненадёжными и слабыми. Большой крутящий момент не передаётся, так как ремни будут проскальзывать. Но уменьшается шоковая нагрузка на двигатель — конструкция более щадящая к приводному валу, сглаживаются рывки. Проскальзывание устраняется путём установки зубчатого ремня. В этом случае, нужно найти пару зубчатых шкивов, к примеру, от автомобильной системы ГРМ.
- Комбинированная система. Устройство с цепной и шестерёнчатой передачей, может быть изготовлено в одном корпусе, хотя расчёты в этом случае более сложные. Зато есть возможность передать громадный крутящий момент при малой мощности мотора.
Плуги для мотоблока Салют
Плуг является рабочим приспособлением для рыхления, раскрашивания и переворачивания пластов почвы толщиной 15-25 см. Мотоблок Салют в агрегации с различным навесным оборудованием отлично выполняет множество предусмотренных работ – транспортировку грузов, рыхление, вспашку грунта.
В комплект навесных приспособлений входят различные агрегаты, в том числе плуги для основных видов обработки почвы.
Для обеспечения прочности, надежности и способности выдерживать достаточные нагрузки, плуги изготавливают из прочной стали. Их общей конструктивной особенностью является специальный металлический гребень, которым выполняется вспашка. Благодаря специфической форме, расширяющейся кверху, земля не высыпается обратно в ров, а отбрасывается в стороны.
В зависимости от вида выполняемых работ, различают отдельные типы плугов.
Виды плугов:
- Однокорпусный — оснащается одним лемехом, предназначен для вспашки легкого грунта. Незаменим в комплекте с легким мотоблоком при обработке небольшого участка.
- Оборотный – предназначен для вспашки тяжелой твердой почвы средними или тяжелыми мотоблоками. Лемех выполнен в виде загнутого вверх пера, который при работе поднимает и выворачивает наверх нижний слой почвы. Поэтому такие плуги имеют и другое название – реверсные. Земля после вспашки становится рассыпчатой, дальнейшая обработка значительно упрощается.
- Роторный — оснащен несколькими лопастями, работает на средних и тяжелых мотоблоках. Благодаря своеобразной конструкции обеспечивает наивысшую производительность, позволяет пахать твердые почвы не хуже почвенных фрез.
- Дисковый – выполняет разрезание пластов чрезмерно влажной тяжелой почвы. Дискование выполняется для предпосевной подготовки почвы, поверхностного рыхления стерни после уборки урожая.
Модели
Навесное оборудование бывает фирменным от непосредственного производителя и универсальным, которое подходит для мотоблоков разных модификаций. В этом случае производители указывают, с какими марками совместимы конкретные модели.
Плуги, адаптированные к мотоблоку Салют
Существует ряд правил, которые помогут не ошибиться при выборе качественного приспособления. Их соблюдение поможет сократить расходы, предотвратить повреждения, лучше использовать возможности машины.
Критерии выбора плуга
- стойка не должна быть узкой и тонкой;
- категорически не допускается укорочение отвала;
- корпус должен быть изготовлен из высококачественной стали достаточной толщины;
- наличие инструкции по использованию обязательно.
Учитывайте размер самого плуга. Для легких мотоблоков используется оборудование с небольшой шириной захвата до 15 см, для средних и тяжелых моделей, соответственно, больших размеров.
Вибрационные картофелекопалки
В конструкции вибрационной картофелекопалки ККМ-1 для мотоблока Нева есть активный лемех и грохот-решетка, приводимая в движение ремнем. С помощью лемеха подрезается пласт земли на нужную глубину, далее он поступает на решетку, где за счет вибрации земля просеивается и остается собственно сам картофель и крупные куски земли, после чего все это сбрасывается по ходу движения мотоблока. Картофелекопалки такого типа работают при ширине междурядий 60-70 см. Так же с помощью такой конструкции собирают лук, чеснок, свеклу и т.п.
Технические характеристики
- Габаритные размеры: 70*70*60 см.
- Масса: 45 кг.
- Ширинка захвата: 39 см.
- Производительность: до 0,2 га/час.
- Глубина выкапывания: 20 см.
- Привод от мотоблока: шкив, клиновидный ремень.
- Совместима с мотоблоками: Нева, Каскад, Ока, Фаворит.
- Цена: 12000 руб.
Модели ККМ-2 и ККМ-3 характеристиками особо не отличаются, единственное, привод от мотоблока идет через ВОМ, а не через ремень и устанавливаются они на мотоблоки МТЗ, Агро и минитрактор МТЗ 132Н соответственно.
Плюсы
- Может работать на тяжелых грунтах,
- Хорошие ширина захвата и глубина выкапывания,
- Хорошо очищает картофель от земли,
- Удобна в использовании,
- Эффективность на больших участках земли,
- Небольшой расход топлива у мотоблока.
Минусы
- Цена,
- Нет смысла использовать на небольших дачных участках.
Еще одна вибрационная, грохотная картофелекопалка. Универсальная навеска, которая подойдет для мотоблока, как с правым, так и с левым шкивом. Выкапывает картошку даже на тяжелых грунтах. Для этого к ней цепляется дополнительный нож. Минимальная требуемая мощность – 6 л.с. Совместима со всеми типами мотоблоков, как с китайскими и российскими, так и с японскими.
Технические характеристики
- Габаритные размеры: 90*67*56 см.
- Масса: 34 кг.
- Ширинка захвата: 39 см.
- Производительность: до 0,2 га/час.
- Глубина выкапывания: 20 см.
- Привод от мотоблока: шкив, клиновидный ремень.
- Совместима с мотоблоками: Нева, МТЗ, Агат, Салют.
- Цена: 9000 руб.
Плюсы
- Подойдет практически к любому мотоблоку,
- Работает на тяжелом грунте,
- Стоимость.
Минусы
Эффективность несколько ниже чем у ККМ-1.
Полтавчанка
Картофелекопалка для мотоблока вибрационного (грохотного) типа. Может работать как от приводного ремня (с левым и правым расположением) так и от заднего вала отбора мощности. Заглубление можно регулировать с помощью пневматических колес. Отличная универсальность и высокая производительность делают эту картофелекопалку одной из лучших для эффективного сбора урожая картофели и других корнеплодов.
Технические характеристики
- Габаритные размеры: 95*79*80 см.
- Масса: 34 кг.
- Ширинка захвата: 40 см.
- Производительность: до 0,25 га/час.
- Глубина выкапывания: 25 см.
- Привод от мотоблока: шкив, клиновидный ремень, ВОМ.
- Совместима с мотоблоками: Нева, МТЗ, Вейма, Салют, Булат, Мотор Сич, Форте, Зубра, Фаворит, Кентавр, Каскад.
- Цена: 9600 руб.
Плюсы
- Агрегируется с любым мотоблоком с ременным приводом или ВОМ,
- Отличная производительность,
- Высокое качество изготовления,
- Работает, в том числе и на тяжелых почвах.
Минусы
КМ-1 для мотоблока МТЗ
Вибрационная картофелекопалка КМ-1 агрегируется с мотоблоком МТЗ-09Н через его задний вал отбора мощности. Штатный колеса металлические. Все шарнирные соединения выполнены через сайлент блоки (резиновые втулки).
Технические характеристики
- Габаритные размеры: 85*68*58 см.
- Масса: 35 кг.
- Ширинка захвата: 38 см.
- Производительность: до 0,2 га/час.
- Глубина выкапывания: 18 см.
- Привод от мотоблока: ВОМ.
- Совместима с мотоблоками: МТЗ.
- Цена: 14500 руб.
Сцепки
Плуги и окучники соединяются с мотоблоком Салют через грядиль С-13 и кронштейн С-20 с помощью универсальной сцепки. Регулировку выполнять лучше через сцепку.
Важно! Обязательное совпадение продольной оси регулятора и мотоблока плюс вертикальное положение грядиля, помогут настроить оборудование наилучшим образом.
Для оптимальной настройки плуга без сцепки вначале целесообразно выровнять минимальные параметры глубины и ширины вспашки.
Регулировка плуга без сцепки:
- Выровняйте минимальные параметры глубины и ширины вспашки;
- Опорный треугольник должен находится в горизонтальном положении;
- Полевую доску отрегулируйте параллельно движению.
В дальнейшем глубину вспашки, в зависимости от почвы, можно отрегулировать правильно с помощью специальных отверстий на стойке плуга или изменением угла наклона корпуса.
Какое бывает навесное оборудование для мотоблока Салют 5Л-6,5
Первое требование к мотоблокам — это вспахивание почвы. Вспахивание осуществляется плугом. Устанавливается плуг на мотоблок благодаря универсальной сцепке через кронштейн С-20 и грядиль С-13.
Оборотный плуг
Для более легкой и качественной вспашки можно приобрести оборотный плуг. Его устройство фиксации позволяет навесу быстро и легко менять направление вспахивания.
Для работы с обычным и оборотным плугом есть опорное колесо, которое также может работать с пропольником. Также для Салют 5Л-6,5 есть окучник — навес, который окучивает и готовит борозду для посадки картофеля. Формой он напоминает плуг, правда, функциями несколько ограничен. Кстати и соединяется с мотоблоком так же — через кронштейн С-20 и грядиль С-13 в универсальной сцепке.
Дисковый окучник
Также, можно прицепить к мотоблоку дисковый окучник. Он окучивает картофель, и обрабатывает землю между рядами. Также, делает нужные гребни, так как может регулировать ширину охвата земли, высоту и настраивает угол работы дисков. У этого навеса два диска, каждый — 400 мм в диаметре.
У дискового окучника есть более продвинутая версия — дисковый усиленный окучник. Функции те же, что и в предыдущей версии, диаметр тот же, правда, диски этой версии созданы из более прочной стали.
Навесное оборудование картофелесажалка
Чтобы посадить картофель вам пригодится навес-картофелесажатель. Бункер такого агрегата вмещает от 40 до 50 кг клубней. Высаживает клубни от 40 до 60 мм в диаметре.
Приблизительный вес картофелесажалки для Салют 5Л-6,5 — 41 кг. Расстояние между высаживаемыми клубнями может отличаться у разных навесов. В одних это 190-280 мм, у других — от 250 до 355 мм. Если у вас небольшой участок, можете купить малогабаритный однорядный навес КС-1.
Плоскорез с культиватором
Допустим, вам необходимо засеять участок пшеницей. Для этого отлично сгодится плоскорез с культиватором. Он нужен для прополки почвы, её выравнивания и подготовки к посевам.
Ранее мы воспользовались окучником и засадили свой огород картошкой. Теперь нам нужно как-то избавляться от сорняков. До этого мы говорили о плоскорезе с культиватором. А теперь нам можно обойтись обычным плоскорезом. И тот и другой плоскорез крепятся к мотоблоку через универсальную сцепку.
Картофелекопалка к мотоблоку
Посаженный картофель в результате поможет выкопать картофеле копателем. Навес крепится к мотоблоку через универсальную сцепку, которую мы рассмотрим дальше.
Итак, универсальная сцепка. Она выполняет роль посредника в соединении ряда оборудования с мотоблоком Салют 5Л-6,5. Крепит плуг, опорное колесо, окучник, картофлекопалку и плоскорез. Использует грядиль С-13 и кронштейн С-20. Если вам нужно эффективно окучить почву, или прополоть, вы можете воспользоваться двумя окучниками или подрезами. Для того, чтобы их закрепить, воспользуйтесь рамой с двумя замками.
Колеса и грунтозацепы к мотоблоку
Вы можете купить полуоси ПСДУ к своему Салют 5. Существуют для крепления на мотоблок грунтозацепы и помогает делать междурядье нужной ширины. Есть и другая версия этой детальки — полудифференциальная полуось. Её преимущество в том, что она не только копает междурядье, как нам надо, но и регулирует разворот мотоблока.
Рассмотрим разные колеса с грунтозацепами. Можно купить колеса 500х100 мм. Они могут альтернативным вариантом окучнику, плоскорезу и картофелекопателю, потому что исполняют их функции. Все мотоблоки семейства «Салют» приблизительно одинаковы и этот навес кроме Салют 5Л-6,5 также крепят к Салют 5БС-6,5, Салют 5Р-6, Салют 5БС-1.
Колеса с грунтозацепами 500х200 мм используют при работе с плугом. Есть и продвинутый вариант этих колес с песконасыпными утяжелителями — тогда плуг уходит глубже в землю. А колеса 700х130 мм используются в работе окучника, дискового окучника, плоскореза и картофелекопателя.
Для них также можно купить утяжелители. Кроме этого, предлагается размер колеса 800х110. Все размеры колес с грунтозацепами подходят всем указанным моделям Салют.
Дополнительное оборудование
«Салют» имеет специфическую конструктивную особенность – его двигатель смещен вперед, это отлично уравновешивает навешенный сзади плуг. По сравнению с «Нева» и «Ока», центр тяжести у мотоблока «Салют» смещен значительно ближе к поверхности земли, что облегчает управление мотоблоком, в результате отпадает необходимость его дополнительной балансировки, многократно уменьшается нагрузка на руки при движении.
По отзывам владельцев и мастеров по ремонту мотоблоков наиболее комфортно и эффективно получается работать с японским двигателями. Обратите внимание на кадры видеоролика – мотоблок уверенно идет по борозде, без особых усилий его владельца. На видео можно убедиться, когда оператор отпускает руль, мотоблок с плугом в прежнем темпе продолжает идти ровно по колее и пахать.
В зависимости от различных задач, используют удлинители полуосей и металлические колеса с грузами. Колеса устанавливаются с грунтозацепами, имеющими большую опорную площадь, чтобы не проваливаться на рыхлом грунте.
Навесное оборудование
Возможности сельскохозяйственной техники определяются способностью навесного оборудования доступно адаптироваться с мотоблоком «Салют» и эффективно выполнять насущные для дачников и огородников сельскохозяйственные работы. Ясное дело, чем разнообразнее перечень вспомогательных приспособлений, тем большее их количество можно механизировать, тем самым максимально производительно используя технику.
«Салют-100» и более ранняя модификация «Салют-5» рационально агрегатируются более чем с 50 разновидностями современного навесного оборудования, приспособленного для выполнения множества полезных работ.
В комплект с мотоблоком Салют входит минимальный перечень приспособлений.
Для выполнения специализированных работ создано соответствующее навесное оборудование, которое приобретается отдельно. Рассмотрим подробнее различные виды данных приспособлений.
Адаптер
Адаптер представляет собой специфическое прицепное приспособление к мотоблоку. Оператор может выполнять различные работы, находясь на удобном сидении и легко управляя мотоблоком. Имея адаптер, многие функции можно выполнить гораздо эффективнее и безопаснее, особенно при обработке почвы фрезами.
В зависимости от предназначения, существуют различные конструкции адаптеров для мотоблока Салют:
- простые — предназначены сугубо для обработки земли;
- универсальные — предназначены для перевозки грузов, разных видов обработки грунта.
На тяжелые мощные машины устанавливаются адаптеры с длинным дышлом, для легких модификаций — с коротким. Разработаны модификации адаптеров с дополнительным функционалом – подъем габаритной навески, расширение колеи.
Косилка
Один из наиболее тяжелых видов сельских работ – косьба. С навесной косилкой на мотоблоке Салют сегодня это вполне обыденная работа.
Косилки к мотоблоку Салют бывают:
- сегментные — для скашивания равномерно растущей негустой травы на ровных поверхностях;
- дисковые (роторные) — лучше приспособлены для скашивания трав разного качества. Учитывая густоту, жесткость, полеглость травянистого слоя, качество сухостоя, можно оптимально настроить роторную косилку в соответствии со скоростью движения машины и вращения двигателя.
С мотоблоком «Салют» хорошо адаптируется дисковая косилка «Заря», возможности которой позволяют скашивать кустарниковые заросли, спутанные полеглые травы. На видео представлена эффективная работа косилки «Заря», которая работает по принципу обычной косы – скашивает и укладывает траву в ровные валки.
Видео обзор работы косилки «Заря» на мотоблоке Салют
Картофелекопалка
Трудоемкую, крайне утомительную работу — копание картофеля, можно существенно облегчить с помощью навесного грохотного картофелекопателя. Никаких поврежденных клубней, никаких лопат – минимум времени, усилий и отличный результат.
В качестве навесного оборудования для мотоблока «Салют» картофелевыкапыватель типа КВ-3 массой 5 кг является наиболее востребованным устройством.
Картофелесажатель
Картофелесажатель не столь популярное навесное приспособление для мотоблока Салют.
Как это обычно бывает, на небольших дачных огородах посадку картофеля выполняют экстенсивным методом – дружным набегом всех родственников и друзей. На арендованных больших участках эффективность применения картофелесажалки в качестве навесного оборудования неоспорима. С работой картофелесажателя на мотоблоке можно ознакомится на видео.
Видео обзор работы картофелесажателя на мотоблоке Салют-100
Окучники
Посадить и посеять – одна забота, а прополка, окучивание и неустанная борьба с сорняками – эти хлопоты на участке занимают подчас довольно много времени. Окучивание мотоблоком Салют с универсальной бороной выполняется легче, чем вспашка земли, нужно лишь правильно отрегулировать угол атаки оборудования.
В зависимости от качества грунта и выполняемых работ, окучники подразделяются:
В среднем за восьмичасовой рабочий день можно выполнить окучивание пропашных сельскохозяйственных культур на площади не менее 10-12 га.
Дисковой бороной, выставив необходимое расстояние между дисками, можно удобно окучивать картофель.
Видео обзор окучивание картофеля на мотоблоке Салют-100
Лопата-отвал
Отвал в агрегации с мотоблоком Салют выполняет функции широкой лопаты.
Таким приспособлением удобно убирать снег, очищать территорию от строительного или другого мусора, при необходимости разровнять песок, грунт, мелкий щебень.
Видео обзор работы лопаты-отвала на мотоблоке Салют-100
Прицепы
Мотоблок Салют с навесным прицепом — незаменимая вещь в хозяйстве, необходимое оборудование на огороде, в саду. В настоящее время можно купить прицепы всевозможных конфигураций, различной грузоподъемности, обычные и самосвальные, которые удобно адаптируются с разными моделями мотоблоков.
Особенности работы
Навесное оборудование дает возможность расширить сферы применения мотоблока «Салют». Можно эффективно выполнять абсолютно всю работу, свойственную для сельской местности. Несомненно, перед началом работы придется хорошенько разобраться с инструкцией, ведь эффективность оборудования – это, прежде всего, правильные настройки и регулировки.
Роторный плуг
С помощью ротационного плуга, имеющего в конструкции левый и правый разнонаправленные плуги, можно пахать в прямом и обратном направлении. Для наиболее результативной работы лучше выбрать модель с наличием настройки плуга, то есть возможностью регулировки глубины резки и угла наклона.
Установка плуга:
- выжать педаль;
- зафиксировать стойку;
- после вся конструкция поворачивается на 90°.
Плуг Зыкова
Плуг Зыкова внешним видом значительно отличается от других моделей. На видео обзоре хорошо видно, что основными отличиями его является тщательно подобранные углы и совершенно иной профиль лемешно-отвальной поверхности, что дает возможность лучше раскрашивать почву и переворачивать пласт. Такая вспашка почти полностью избавляет от сорных трав.
Виде обзор вспашки обратным плуго Зыкова на мотоблоке Салют
Двухсторонний плуг
Двухсторонний плуг (окучник) применяется для окучивания сельскохозяйственных культур с уничтожением сорняков. Таким приспособлением обрабатывают почву, нарезают борозду для высаживания растений. Последующая засыпка производится включением заднего хода мотоблока. Агрегаты различают с переменной и постоянной шириной захвата.
Приспособление с не регулируемой шириной работает в комплекте с легким мотоблоком, 12-миллиметровые стойки надежно предохраняют его от перегрузок. Наибольшее распространение получили окучники с переменной шириной, которую можно настроить. Такие плуги отлично работают в комплекте с мотоблоками «Салют» 5ДК. Однако у них имеется один недостаток – осыпание почвы после прохода.
Голландский окучник
Менее известен голландский окучник, образующий узкие клиновидные борозды вследствие движения крыльев не только в стороны, но и вверх. В образованной грядке обеспечивается лучшее соприкосновение посадочного материала с почвой. Конструктивно прост, легок в изготовлении, дешевле по стоимости.
Дисковый окунчик
Дисковый окучник значительно продуктивнее, однако цена его в 3-4 раза больше обычного. Тем не менее, по отзывам, владельцы после работы дисковым окучником к прежним приспособлениям не возвращаются.
Важно! Все окучники лучше работают на первой пониженной передаче. Поскольку поступательная скорость уменьшается, что комфортно для оператора, тяга мотоблока возрастает.
Мотоблок «Салют» с японским двигателем — наиболее удачный выбор аграрной техники в плане сочетания проверенного качества и разумной цены.
Приобретая всевозможные насадки и навеску, можно в дальнейшем значительно расширить возможности мотоблока, успешно обрабатывая не одну сотку земли.
Как подсоединить картофелекопалку к мотоблоку Салют
Автомеханик, специализируется на С/Х технике
Все чаще владельцы садовых участков приобретают в помощники современную технику. Особой популярностью в последнее время стали пользоваться мотоблоки. Отличительной особенностью такой техники является многофункциональность. Сегодня с их помощью можно не только быстро перекопать участок, но и выполнить другие работы: посадить, окучить и вскопать картошку, избавиться от сорняков и много чего еще. Более того, если раньше эти работы занимали несколько дней, то сегодня большинство из них можно успеть за пару-тройку часов.
Мотоблоки среди огородников пользуются хорошим спросом. В основном благодаря способности совместить данный аппарат с большим количеством навесного оборудования. В частности, с картофелекопалкой. Посадка картошки – это объемный процесс, однако используя современную технику, его можно значительно упростить, например, используют картофелекопалку для мотоблока «Салют». Чтобы оптимально использовать все возможности, необходимо разобраться с нюансами и выяснить все плюсы и минусы.
Подсоединить можно данный агрегат самому
Отзывы владельцев
Нестеренко Андрей, Киевская область:
«Сколько общался с владельцами мотоблоков, убедился, что с российским двигателем Салют 5 ДК 6 л.с. уступает китайскому Lifang 6,5 л.с. в разы – постоянно перегревается, мотоблок скачет. Особенно это ощутимо при работе поворотным плугом.»
Ковальчук Сергей, Запорожье:
«За 5 лет работы с Салютом убедился, что мотоблок с профессиональным двигателем Honda-CX 200 хоть и стоит прилично, но гораздо долговечнее. При хорошей сезонной нагрузке — вспашка, рыхление, выкапывание картофеля и т.д., дешевый двигатель через пару лет не выдержит, потребует ремонта. Мне пришлось вообще менять на новый через два года работы.»
Протасов Иван, Сумская область, с. Яблочное:
«Двигатели подразделяются на профессиональные, полупрофессиональные и любительские, они существенно отличаются по цене. Если установлены на мотоблок по назначению, то есть по соответствию нагрузок, то и работать будут надежно и долго. Своим Салютом 100-БС-В с американским движком Briggs&Stratton Vanguard доволен. Обратите внимание — именно маркировка Vanguard означает профессиональный двигатель, другой покупать не советую – деньги на ветер.»
Пономаренко Илья, Саратов:
«Рекомендую оборотный плуг, который разбирается — самый лучший выбор, поскольку возможна заточка ножа или, при необходимости, его замена.»
Можно ли поджигать второй фитиль салюта?
В соответствии с Техническим регламентом ТС 006/2011, у каждого пиротехнического изделия должна быть инструкция. И на этой инструкции изготовитель обязан писать о запрете поджигания второго фитиля. Однако конструкция салюта устроена таким образом, что если поджечь второй фитиль, то фейерверк просто пойдет в обратную сторону.
Вот например как запускать салют Ночной ястреб:
На одном из новогодних корпоративов в 2020 году такой фейерверк по ошибке подожгли не с той стороны. В темноте такое случается довольно часто. И вот что получилось:
К сожалению, камера не сразу поднялась вверх. Из-за этого первые залпы остались за кадром. Но по звукам слышно, что последние 4 залпа сработали в самом начале. Таким образом можно сделать вывод, что с конструктивной точки зрения допустимо поджигание обоих фитилей. Просто эффекты пойдут в обратном порядке.
Масло в мотоблок Салют
Грамотное техническое обслуживание и эксплуатация мотоблока Салют способствует продлению срока эксплуатации и улучшению характеристик техники. Редуктор и двигатель мотоблока — одини из важнейших элементов конструкции. Какое масло заливать в редуктор и двигатель мотоблока в также периодичность его замены, объем — это данные, которые необходимо знать каждому владельцу такой техники.
Самыми верными рекомендациями будут те, которые предлагают производители мототехники. Обратимся к руководствам пользователя для мотоблоков Салют-5 и Салют -100.
Официальный сайт производителя мотоблоков Салют — www.salut.ru
Руководство пользователя на мотоблок Салют — 100 скачать
Масло в редуктор мотоблока Салют
Заправку маслом редуктора мотоблока производите через маслоналивное отверстие редуктора. В редуктор должно быть залито 1,1 л масла ТМ-5-18 (ТАД-17И), уровень проверить щупом.
Для предотвращения выливания масла из редуктора, картера двигателя и топлива из топливного бачка двигателя, мотоблок при транспортировке следует устанавливать на транспортное средство в нормальном рабочем положении.
ВНИМАНИЕ! Перед каждым началом работы проверяйте уровень масла в двигателе, так как указано в «Руководстве по эксплуатации двигателя». Обратите особое внимание на правила техники безопасности при запуске двигателя, указанные в «Руководстве по эксплуатации двигателя». Выполнение работ на мотоблоке с закрытой или полуоткрытой воздушной заслонкой не допускается.
Выдержки из руководства пользователя:
Техническое обслуживание выполняемое после первых 25 ч работы:
— Проверьте затяжку резьбовых соединений редуктора, узлов мотоблока;
— Проверьте уровень масла в редукторе мотоблока
Работы, выполняемые после каждых 100 ч работы:
— Замените масло в редукторе мотоблока;
Проверка и заправка масла в редуктор мотоблока Салют
ВНИМАНИЕ! Работы по замене и замеру уровня масла в редукторе мотоблока проводить только на неработающем двигателе!
Заправку масла в редуктор мотоблока проводите через маслоналивное отверстие редуктора. Контроль уровня масла в редукторе мотоблока выполняйте следующим образом:
— для замера уровня масла в редукторе мотоблок необходимо установить в горизонтальное положение;
— перевести рычаг переключения скоростей в положение «Задний ход» (R), затем отвернуть пробку на маслоналивном отверстии редуктора и вставить щуп в маслоналивное отверстие, пока горизонтальная часть ручки щупа не упрется в край отверстия;
— вынуть щуп из маслоналивного отверстия и оценить уровень масла. Уровень масла в редукторе должен быть между двумя рисками: если уровень масла находится ниже нижней отметки, то масло необходимо долить;
Как сделать редуктор для мотоблока своими руками?
Конструкция современных мотокультоваторов предполагает наличие всего нескольких основных частей, позволяющих мотоблоку быть максимально простым в использовании.
И если к таким деталям, как фрезы или плуг, вопросов не возникает, то редуктор на мотокультиватор — это тема, интересная для обсуждения в кругу пользователей мотокультиваторов.
Владельцы нередко задаются вопросами о том, какое масло заливать в редуктор мотоблока или даже как сделать редуктор самостоятельно. Внимание, которое уделяется аспектам в использовании редуктора мотоблока, не перестает утихать ни на секунду.
Что такое редуктор (регулятор, преобразователь)?
Редуктор представляет из себя механизм, который используется для преобразования крутящего момента с последующей его передачей на валы машины. Средством управления данного процесса являются механические передачи. Фактически, редуктор — это та часть мотоблока, от качества исполнения которой зависит то, насколько долго прослужит вам мотокультиватор.
Самодельный редуктор для мотоблока
Типы преобразователей к мотоблоку
После того, как техника для садовых работ получила широкое распространение, появилась необходимость оптимизировать различные виды механизмов для разных целей. Эта тенденция не могла не затронуть и регулятор.
В сборке мотоблоков бюджетного сегмента, как правило, устанавливают не разборные редукторы.
Естественно, что такие агрегаты дешево обходятся производителю, ведь материалы, из которых они выполнены — низкокачественные.
Продолжительность службы подобных аппаратов стремится, примерно, к одному сезону, после чего регулятор можно отправлять на металлолом.
Это неудивительно, ведь на то они и не разборные, потому что имеют замкнутую конструкцию, не поддающуюся ремонту, а каждая поломка ведет к замене механизма полностью. В свою очередь на культиваторы среднего и премиального класса устанавливают разборные преобразователи.
Самодельный редуктор для мотоблока
Конечно, материалы, из которых изготовлены их механизмы гораздо устойчивее к различного рода деформациям, также они способны выстоять в агрессивных средах, не вступая в реакцию с ними, как следствие, не подвержены коррозии.
Но основное преимущество разборных преобразователей заключается в их постоянной готовности к ремонту в случае выхода из строя одной или нескольких деталей редуктора мотоблока.
Стоит ли упоминать, что масло для редуктора используется в соответствии с его типом и качеством его исполнения.
В сухом остатке, выделим следующие типы преобразователей:
Редуктор мотоблока Нева МБ-2
Угловой преобразователь применяется в машиностроении, его можно встретить в некоторых автомобилях или даже производственной технике, к примеру, на заводах. Его наличие в конструкции мотоблока делает возможным использование аппарата под большими нагрузками.
Подходит данный преобразователь для тех типов культиваторов, где трансмиссия с двигателем стыкуются с расчетом на наличие цепи.
Понижающий преобразователь иногда называют ходоуменьшителем (разговорная форма). Его основным предназначением является добавление мощностей, когда, например, во время вспашки картофеля начинают пробуксовывать колеса. Используются он в строении с мотоблоками бензинового и дизельного типа, двигатели которых охлаждаются при помощи потоков воздуха.
Шестеренчатые преобразователи применяются в системе тяжелых мотоблоков или даже автомобилей. Поскольку трансмиссию составляют коробка, дифференциалы и сам регулятор, а узлы оной представлены в виде шестеренок, ремней и т. д., то шестеренчатая трансмиссия использует данный преобразователь, исходя именно из особенностей своего строения.
Цепи редуктора мотоблока
Реверс получил свое название благодаря схеме реверсирования, с помощью которой преобразователи данного типа и получили свой главный козырь перед остальными типами, а именно, возможность использования заднего хода в мотоблоке. К слову, реверс не отличается высокой производительностью и не сможет обеспечить Ваш культиватор высокими скоростями работы.
Принцип работы и основные типы картофелекопалок
Все типы картофелекопалок действуют по одному методу: острые зубья врезаются в почву под определенным углом и выталкивают клубни на поверхность, после корнеплоды легко собираются руками. Различают два вида такого навесного оборудования – активный и пассивный.
Пассивные картофелекопалки – просты и отличаются низкой ценой. К мотоблоку крепятся с помощью сцепок, приобрести можно практически в любом магазине для садоводов. Другое их название – картофелекопалка стрельчатая универсальная. Выглядит как лопата с зубьями в верхней части. Заостренный конец вкапывается в землю, и вместе с картофелем она попадает на зубцы.
Лишний грунт осыпается, картошка остается на поверхности лопаты. При покупке обращают внимание на то, для какой почвы подходит оборудование – твердой или мягкой. К достоинствам относят невысокую стоимость, надежность, легкость в использовании. К недостаткам – применение ручного труда и невысокую производительность (на поверхность удается поднять в лучшем случае не более 90% урожая).
Картофелекопалки активных моделей подразделяются на вибрационные (грохотные) и транспортерные. Присоединение к мотоблоку происходит через ремень (если техника не приспособлена для установки ремней, необходимо докупать ременной адаптер), вал отбора мощностей или специальный редуктор. Вибрационные модели, они же грохотные, работают по следующей схеме: ножом поддевается пласт земли и переносится на вибрационную площадку, где с корнеплодов осыпается земля. Такие модели зарекомендовали себя как достаточно надежные и эффективные.
На транспортерных картофелекопалках, вместо вибрационной площадки, установлена специальная лента. Двигаясь по ней, картофельные клубни хорошо очищаются от налипших комьев земли. Такое оборудование предназначено для моделей мотоблоков тяжелого и среднего классов. По принципу работы – выкопать и очистить – типы картофелекопалок достаточно схожи между собой.
Редуктор для мотоблока своими руками
Энтузиасты-фермеры задаются вопросом: как сделать мотоблок редукторный своими руками? Вопрос актуальный, поскольку смастерить подобное чудо из имеющихся в хозяйстве материалов и деталей, порой, проще и дешевле, чем приобретать регулятор, собранный производителем на заводе.
И действительно, в «изобретении» преобразователя нет сверхсложных манипуляций, а сделанный на мотоблок своими руками инструмент, всегда служит верно, однако, перво-наперво, следует обзавестись некоторыми инструментами:
- отвертки (прямого и косого типа);
- ножовка (по металлу);
- плоскогубцы или пассатижи;
- тиски;
- некоторые другие инструменты и расходники, наличие которых так или иначе может понадобиться в процессе сборки.
Сборка, а вернее, подготовка преобразователя начинается с варки корпуса. Он может быть выполнен из металлических пластин. Иногда используют корпус от вала «Урала» с последующей его доработкой.
Редуктор мотоблока сделанный своими руками
За шестернями можно обратиться к бензопиле «Дружба» (4). В одном из валов при этом отрезается конечник и просверливается отверстие нужного диаметра, в то время , как с противоположной стороны будущего редуктора устанавливается второй вал, а с ним — подшипники, обойма. Выходной вал необходимо скрепить со шкивом.
Масло в редуктор мотоблока
Так же, как и любой механизм, заливаемый смазыватель в индивидуальном порядке подходит к редукторному мотоблоку. Его качество непосредственно влияет на работу культиватора. В зависимости от условий использования следует выбирать индивидуально масло, но к счастью, спасают универсальные бренды, как Motul, при покупке которого пользователь не ошибется.
Конечно, не все люди, полны энтузиазма для сборки преобразователя в домашних условиях. Поэтому, для тех, кому покупка редуктора окажется выгоднее, чем самостоятельное конструирование, существуют интернет-магазины, продающие данные механизмы.
Средняя цена на них составляет от 12 и до 15 тысяч рублей.
Однако существуют и гораздо более дорогие модели. Важно то, как строится ценообразование. И, прежде всего, цена зависит от количества функций, которыми оснащен преобразователь. Нельзя обойти стороной и качество его сборки — оно так же сильно влияет на стоимость. А также важна мощность и возможность использования заднего хода.
Это общие характеристики редуктора, но их намного больше. Из чего следует вывод, что редуктор на мотоблок — сложный механизм, в выборе которого не стоит ошибаться.
Как сделать самодельную картофелекопалку для мотоблока
Покупное сельхозоборудование лучше приобретать для крупных посевных территорий. Владельцам небольших садово-огородных участков вполне подойдут модели картофелекопалок, изготовленные своими руками. Основные моменты, которые следует учесть, – возможность простой установки на мотоблок, эффективность и адекватность типу обрабатываемой почвы.
Также стоит ознакомиться с основными типами навесного оборудования для копания картофеля и определиться, какой вариант подойдет больше. Например, картофелекопалка пассивного типа стрельчатая универсальная отлично справится с легкой рыхлой почвой. Ее просто изготовить из старой отслужившей лопаты, а для прутьев подойдет стержни арматуры. При этом не потребуется сложных замеров, чертежей, технических подсчетов.
Для более сложных устройств с вибрационной или транспортерной лентой потребуется более тщательная подготовка.